Digital-посыл "Почты России"
Поход на почту долгое время был для многих сродни каторге. Длинные очереди, нерасторопные сотрудники, многочисленные бумажки… Казалось, у "Почты России" не хватит сил шагнуть из "совка" в новое время. Но за несколько последних лет она изменилась до неузнаваемости. Сократились сроки доставки отправлений. Получить посылку теперь не сложнее, чем в любом пункте выдачи интернет-заказов. О том, как почтальоны намерены обогнать своих конкурентов, "Уралинформбюро" рассказал заместитель директора по посылочному бизнесу и экспресс-доставке макрорегиона Урал ФГУП "Почта России" Владимир Куковякин. - Владимир Алексеевич, раньше посылки из-за рубежа, да и отправления на дальние расстояния по России приходилось ожидать по месяцу-полтора. Сейчас это буквально несколько дней. Как удалось сократить сроки? - Была проделана очень большая работа. В частности, полностью пересмотрена вся технологическая и логистическая цепочка доставки отправлений. Благодаря этому средний срок пересылки по РФ сократился с 2016 года на 14 дней. Если три года назад россияне ждали свои посылки и ems-отправления около 17 дней, то сейчас – всего три. Но мы пошли дальше, и теперь делаем доставку на следующий день, например, из Екатеринбурга в Москву, Челябинск, Тюмень и Пермь. Раньше почта "ехала" по данным маршрутам 2-3 дня. В два раза быстрее сейчас посылки и ems-отправления добираются также в Башкортостан (за два дня вместо четырех). На фото: Владимир Куковякин Если посмотреть международный трафик, то из Китая или Европы отправление до Москвы теперь доходит за семь дней, до Екатеринбурга за десять. А когда-то их, действительно, люди ждали не меньше месяца. Останавливаться на достигнутом мы не собираемся, так как понимаем, что наши конкуренты тоже не дремлют. - Подсматриваете за ними? - Конечно, без этого никак. Зная, как устроен сервис у них, мы формируем требования к своим услугам. По ряду направлений мы уже можем предложить клиентам более быстрый срок доставки. Например, многие компании сегодня готовы привезти ems-отправления из Екатеринбурга в Санкт-Петербург за 2 дня, а мы делаем это за день. Еще одно наше преимущество – 260 курьерских участков, которые покрывают 94% российской территории, то есть доступность наших услуг сегодня очень высокая. Все курьеры - наши сотрудники, а не чьи-либо агенты, что тоже немаловажно. Семимильными шагами обновляется и автопарк. Средний возраст машины курьерской службы на сегодня – полтора года. В прошлом году служба также получила 16 новых (!) железнодорожных вагонов. И это только на Урале. - Наверняка, это не все изменения… - Мы сделали очень удобными экспортные отправления наших клиентов. Юридические лица теперь могут оформлять доставку через наш портал и распечатывать сразу все необходимые к подобным отправлениям сопроводительные бланки. При этом указанные данные тут же попадают в таможню. Все это заметно ускоряет процесс обработки отправлений и посылок на границе и срок их движения через нее. Сейчас из Тюмени в Китай подобное отправление "едет" всего 4 дня. Вообще 2018 год был для "Почты России" большим шагом в digital-формат в части сервисов, которыми может пользоваться население. В частности, упрощено получение отправлений и посылок в отделениях. И все благодаря использованию простой электронной подписи. - Как ее можно получить? - Через сайт "Почты России" либо через портал госуслуг. В первом случае человеку придется заполнить анкету на сайте, а потом с паспортом подойти в любое отделение "Почты России", чтобы активировать свою подпись. Во втором случае весь процесс проходит в режиме онлайн. После активации подпись привязывается к номеру мобильного телефона получателя. Когда он приходит на почту за посылкой или заказным письмом, показывает оператору трек-номер, тот находит его в базе и отправляет получателю одноразовый пароль на номер телефона, к которому привязана простая электронная подпись. Останется только сообщить код оператору. Подобное нововведение позволило ускорить работу с клиентами на почте примерно раз в пять, так как не нужно заполнять извещение. Да и сами клиенты рады, что не нужно больше носить с собой паспорт. Более того, они могут послать кого-то за посылкой вместо себя. - Насколько надежно защищены эти данные? - Очень надежно. На законодательном уровне определены требования к хранению подобного рода информации. Поэтому клиенты могут быть спокойны - мы не передаем ее никому. - Но ведь получить отправление может любой человек – достаточно знать трек-номер и одноразовый пароль… - Да, если человек передаст эти данные кому-то. Например, он сам уехал в командировку, а заказное письмо получит жена. Если правильно назван sms-код, отправление выдается. Дело в том, что когда человек активирует простую электронную подпись, он соглашается с тем, что не будет давать в пользование свой номер телефона и сообщать кому-то код-пароль, необходимый для получения посылок и отправлений. - Подобный сервис доступен во всех отделениях? - В любом. Я сам лично тестировал эту услугу. Смог оформить простую электронную подпись, находясь в поселке Ключевск, который расположен в 40 километрах от Екатеринбурга. Там довольно маленькое отделение. Скажу больше, сегодня можно уже не ждать, когда почтальон принесет домой извещение. Через мобильное приложение легко отслеживать путь заказных писем, отправлений (ems и первого класса) и посылок, которые "едут" в ваш адрес. Как только увидели, что посылка пришла в отделение, можно сразу идти получать ее. - Мы говорим про получение заказных писем, мелких пакетов и посылок, а можно ли также легко отправить все это? - Да, если воспользоваться услугой "Предоплаченная посылка", оформить почтовое отправление через личный кабинет на сайте "Почты России" и там же оплатить его. В этом случае вас обслужат вне очереди. Единственное, что придется заранее купить специальный пакет или коробку для отправки посылки или найти подходящую упаковку у себя. Можно, конечно, приобрести это все на почте при отправке. Так же, как и оплатить почтовое отправление. - Какие еще изменения грядут на почте в ближайшее время? - Они происходят постоянно. Месяц назад мы запустили услугу оплаты наложенного платежа банковской картой. Пока только у курьеров. С июня подобная возможность появится во всех отделениях "Почты России". Единственное условие – интернет-магазины, которые осуществляют доставку своих товаров клиентам наложенным платежом, должны заключить с нами агентский договор на прием денежных средств. "Почта России" также сейчас строит логистические центры. На Урале таких будет три - в Екатеринбурге, Челябинске и Тюмени. Самый большой - в столице Урала, почти 40 тысяч квадратных метров! В нем все линии будут полностью автоматизированы. В Тюмени будет реконструирован уже существующий центр, а в Челябинске и Екатеринбурге построены с нуля. - Когда состоится открытие центра в Екатеринбурге? - Предварительный срок – 2020 - начало 2021 года. Проектирование уже близится к завершению, в скором времени начнется строительство на выделенном участке у аэропорта Кольцово. Беседовала Ольга КАРПОВА.