Ещё

Зачем самый богатый человек дореволюционного Владивостока делал это 

Зачем самый богатый человек дореволюционного Владивостока делал это
Фото: Konkurent.ru
Будущий основатель российской китобойной промышленности, миллионщик, самый богатый человек дореволюционного Отто Вильгельм Линдгольм родился на самом южном острове Великого княжества Финляндского — Утё. Будучи входными воротами в , он являлся местом службы лоцманов, маячников и таможенников. Сдав школьные экзамены, Отто стал готовиться в университет. Но свет маяка не отпускал его.
Вместо университета он, взяв авансом жалованье в 1 р. 76 коп. за месяц вперед и купив на него шерстяную рубаху и матросскую шляпу, устроился в восьмимесячный рейс на коммерческое грузовое судно «Суоми», отправлявшееся в . По возвращении долго на берегу Линдгольм не задержался и с жалованием в 4 р. 75 коп. устроился порученцем при шкипере на судно российско-американской компании «Атка», отходившее в русскую Америку. В начале 1850?г. «Атка» пришла в , где порученец совершил свою первую интернациональную торговую сделку — продал ботинки за 17,5, перед этим купив их в  за 2 доллара.
Со временем Линдгольм перебрался на Дальний Восток, основав здесь первую частную китобойную компанию. В 1873 г. Линдгольм окончательно осел во Владивостоке, перепрофилировав свое предприятие в коммерческое широкого профиля: построил мукомольную мельницу в , нефтебазу во Владивостоке, занялся золотодобычей на Аскольде и угледобычей в Подгороденке, банковскими операциями и каботажными перевозками…
Основной статьей доходов компании «Линдгольм и Ко» стали строительные подряды . Именно ему достались заказы на самый большой док Дальнего Востока во Владивостоке — док имени цесаревича Николая, вместе с которым он его и закладывал. Линдгольму также достался и подряд Морского министерства на строительство прибрежных маяков на острове Аскольд, на мысе Поворотном, в устье реки Раздольной и при входе во Владивосток — на Токаревской кошке.
Дело строительства маяков было непростым. Все приходилось завозить шхуной из города — оборудование, людей, стройматериалы.
К моменту возведения маяка на острове Аскольд не было никаких жилых построек и дорог. Поэтому строительные работы начали с возведения пристани, бараков для рабочих и прокладки серпантинной дороги вокруг сопки. Саму башню маяка высотой 8,4 м от основания построили из кирпича.
Осенью 1881 г. строительство было закончено, и главный командир портов Восточного океана и военный губернатор Владивостока контр-адмирал А. Ф. Фельдгаузен доложил в Гидрографический департамент: «Маяк мною лично осмотрен и найден построенным хорошо и прочно. Освещение начато с 29 сентября 1881 г.». Для подачи туманных сигналов на оконечности мыса установили колокол и пушку-единорог. Уже в 1890 г. капитан норвежского парохода «Фритьоф Нансен» передал через фирму «Кунст и Альберс» письмо, в котором благодарил смотрителя маяка на острове Аскольд за то, что тот во время туманной ночи выстрелами из пушки и ударами колокола предупредил капитана о приближении судна к прибрежным скалам. Маяк простоял до 1917 г., когда был полностью перестроен.
Основной статьей доходов компании «Линдгольм и Ко» стали строительные подряды военного ведомства. Именно ему достались заказы на самый большой док Дальнего Востока во Владивостоке — док имени цесаревича Николая, вместе с которым он его и закладывал
Другой построенный Линдгольмом маяк — Поворотный — был предназначен для обеспечения мореплавания на подходе к заливам Петра Великого и Находка. Его строительство началось летом 1890?г. фирмой «Линдгольм и Ко», выигравшей торги. Предварительно по распоряжению командира порта Владивостока на шхуне Линдгольма «Сибирь» для поиска бухт под выгрузку материалов для строительства маяка была отправлена съемочная партия Отдельной съемки Восточного океана под началом поручика Михельсона. Строительство маяка было завершено в июне 1892 г. На башне из бутового камня был установлен катодиоптрический маячный аппарат Френеля 1-го разряда. Башня была оштукатурена и окрашена в белый цвет, фонарное сооружение — в красный. Высота маяка от основания до верха составила 13,29 м. В том же году маяк начал свою службу. Несет он ее до сих пор.
Долгие годы основной транспортной артерией, связывающей Владивосток с Уссурийском, была река Раздольная (Суйфун), поэтому во времена Линдгольма движение судов в акватории Амурского залива было довольно интенсивным, что вызвало к жизни и строительство на острове Речном Суйфунского (Речного) маяка.
Маяк — «башня серая, крыша зеленая» — начал работать 18 ноября 1885 г. Он имел проблесковый огонь белого цвета с дальностью видимости в 12,5 мили по всему горизонту. Работал маяк и зимой, так как движение по льду в районе устья Суйфуна еще более увеличивалось. Кроме того, устье реки было местом деловой активной жизни — здесь находились лесопилки владивостокских предпринимателей, а также каменоломни.
Для обеспечения безопасности всей этой деятельности при маяке была открыта спасательная станция Императорского российского общества спасения на водах, спонсором которого состоял и Отто Линдгольм. Солидные дарители награждались знаками «За спасение погибавших на море».
Станция при маяке располагала деревянной пристанью, приемной комнатой для спасаемых, имелась санная лодка. На этой станции уже 7 декабря 1885 г. спасли провалившегося под лед китайца, 14 декабря — трех корейцев и их трех быков.
С 1903 г. по 1909 г. смотритель маяка лично спас на Речном 284 человека. Большинство из них были корейцы. 6 мая 1912 г. маячник Речного «за оказанный им подвиг самоотвержения» был удостоен золотой медали «За спасание погибавших» на владимирской ленте. С прокладкой железной дороги значение Раздольной как транспортной артерии сошло на нет, маяк был закрыт и разрушился. Но его значение как места спасения сотен жизней остается в истории неизменным. Как и место его строителя Отто Вильгельма Линдгольма.
Конечно, строительство маяков для Линдгольма было бизнесом. Например, на все строительство Аскольдовского маяка правительством было отпущено 95 685 руб., а в конечном итоге Линдгольм все же получил 168 824 руб., то есть почти в два раза больше.
Но есть и один маяк, который Линдгольм построил за свои деньги. Это Токаревский маяк на Токаревской кошке в проливе Босфор Восточный. Думается, что этот маяк был воплощением детских воспоминаний и чаяний мальчика Отто, каждый день проходящего мимо маяка Утё и вглядывающегося в манящую даль…
Маяк Токаревский был построен в центре специально отсыпанного в конце косы островка диаметром 25 м и высотой 1 м над уровнем моря. Строительство маяка было начато в 1910 г. В 1911 г. построили каменную башню высотой 8,23 м, подготовленную для установки фонарного сооружения. Она не была оштукатурена. Верхняя площадка башни имела диаметр 3,10 м. Главное гидрографическое управление закупило в Париже светооптический аппарат 4-го разряда с фонарным сооружением фирмы Barbier C0 Fenestre Construrs. Внутри башни маяка была установлена железная винтовая лестница.
Cтроительство маяков для Линдгольма было бизнесом. Например, на все строительство Аскольдовского маяка правительством было отпущено 95 685 руб., а в конечном итоге Линдгольм все же получил 168 824 руб., то есть почти в два раза больше
В 1913 г. фонарное сооружение и аппарат были получены, установлены, и маяк открыл действие. В этом виде маяк работает до сих пор. Для его обслуживания в низменной части мыса Токаревского у основания косы был устроен маячный городок, в котором были построены два одноквартирных рубленых жилых дома для смотрителя и служителей маяка, каменный склад керосина в таре, деревянные баня, сарай, колодец и уборная. Для прохода к маяку был устроен деревянный пешеходный мостик. Сваи мостика периодически срезались льдами, поэтому в 1960-х годах мостик убрали.
На стене башни маяка на кронштейне был повешен колокол для предупреждения мореплавателей о навигационной опасности в условиях плохой видимости из-за тумана или снегопада двухударным звоном с интервалом менее трех минут. Колокол имел вес 50 кг. Как звукосигнальное средство колокол был упразднен в 1959 г. после установки на маяке наутофона, но оставлен на маяке в качестве исторической реликвии. Колокол был снят в 1998 г. при демонтаже наутофона из-за его упразднения.
Маяк Токаревского находится в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота. Он обеспечивает проход судов из Амурского залива в пролив Босфор Восточный и из этого пролива в бухту Золотой Рог. Кроме того, маяк является передним знаком веера створов девиационного полигона Амурского залива.
Сам строитель маяка Отто Вильгельм Линдгольм скончался на следующий год после его открытия.
Юрий УФИМЦЕВ, специально для «К»
Арбат районного значения
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео