Войти в почту

Казахстан выбрал принципат

Казахстан готовится 9 июня провести выборы уже назначенного нового президента страны Касым-Жомарта Токаева. В русскоязычной аналитике после объявления нынешнего казахстанского вождя Нурсултана Назарбаева в марте об уходе на предстоящий "трансферт" власти пролился просто какой-то водопад конспирологических ужасов. Напомним, 20 марта 2019 года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев формально сложил свои полномочия. В принципе, это понятный шаг — в этом году господину Назарбаеву исполнялось бы 78 лет, да и текущий президентский срок у него заканчивался в 2020 году. После которого надо было все равно делать ожидаемый выбор: либо сидеть на своем посту до выноса тела ногами вперед, либо грамотно передать власть "по наследству". При этом сам "трансферт" обставлен внешне грамотно: Казахстан превращается в президентско-парламентскую республику, Назарбаев оставляет за собой пост главы Совета безопасности страны и первое кресло в правящей партии "Нур Отан", а его дочь Дарига Назарбаева — занимает место председателя сената Казахстана. Под контролем клана Назарбаевых остаются также и все силовые органы республики. Это вполне понятные меры безопасности, хотя преемник Нурсултана Назарбаева явно не тот человек, который будет выкидывать "коленца". Когда слабоумная политизированная публика узнала, что Касым-Жомарт Токаев знает китайский язык (это помимо английского и французского) и даже работал в КНР, то практически все «эксперты на доверии» и лицензированные конспирологи — от московских либералов до националистов — дружно закричали, что "Китай захватывает Казахстан". С тех пор прошло уже три недели, свой первый визит господин Токаев совершил в Москву, а не в Пекин, плюс даже самые тупенькие смогли ознакомиться с биографией и послужным списком нового "цезариона". И он, кстати говоря, вполне пристойный: перед нами образованный, обладающий достаточно большим опытом и некоторыми международными связями человек. Причем происходящий как и Назарбаев из советской партийной элиты, а в разрезе казахского трайбализма — из авторитетного Старшего Жуза. Здесь надо специально отметить, что хотя Казахстан является экономически примитивным петростейтом, в силу своих традиций, размеров и структуры населения у него сложилась вполне себе продвинутая по меркам диктаторских или полудиктаторских режимов политическая практика. Часть из которой в виде передачи власти по наследству мы видим воочию. О чем идет речь? Казахстаном управлял (и вероятно, будет до смерти управлять) человек с понятной, четкой и закономерной биографией. Назарбаев фактически вошел в тройку номенклатурных вождей Казахской ССР еще 40 лет назад — в 1979 году, когда он занял пост секретаря ЦК Коммунистической партии Казахской ССР. В 1984-1989 годах занимал кресло главы Совета министров этой республики, затем в 1989-1991 годах руководил компартией Казахской ССР (при этом с 1986 года являлся членом ЦК КПСС). По меркам позднего СССР это был государственный деятель первого калибра, управлявший третьей по значимости республикой СОветского Союза. Безусловно, это не председатель белорусского колхоза или представитель среднего звена КГБ СССР. Это реально Большой Человек с корнями из "чудовищного далеко". То есть, концентрация власти в Казахстане проблемой никакой не была и республика еще с советских времен по сути оказалась под контролем одного клана. Все политические процессы в Казахстане в силу размеров этого государства шли с некоторым опережением по сравнению с более крупной и рыхлой Российской Федерацией. Например, "правящую" партию "Нур Отан" (сначала как "Отан") создали весной 1999 года, тогда как в Москве будущее ядро "Единой России" — движение "Единство" заложили осенью 1999 года (в партию "Единая Россия" все это слилось в 2001 году). Из-за этого получившийся в Казахстане принципат сейчас выглядит более "созревшим", чем даже в РФ, хотя разница между двумя петростейтами в этом плане достаточно быстро стирается. Для РФ это важно, поскольку в Туркмении и Узбекистане формально не произошло передачи власти по наследству. А опыт Азербайджана как наследственного диктаторского режима "асадовской" или "обианговской" модели (как в Экваториальной Гвинее) для РФ не подходит. И дальше править Казахстаном в должности нового президента будет достаточно вменяемый человек. Токаев имеет вполне прозрачную "историю" и достаточно качественное по меркам Северной Евразии образование. Касым-Жомарт Токаев формально является успешным карьерным дипломатом, занимавшим долгие годы высшие государственные посты в Казахстане, а также достаточно поработавшим на международной арене. Естественно, в казахском "принципате" трогательно соблюдаются "демократические процедуры", хотя никакого смысла в выборах Токаева нет. Это ничем не отличается от выборов в РФ. В целом, пока можно не сомневаться, что Казахстан спокойно пройдет через "передачу власти". Другой вопрос, насколько успешным экономически окажется "казахский принципат", который может играть роль некоего примера для "северного соседа". Структура экономики Казахстана примитивна, и любое падение цен на нефть, газ, черные и цветные металлы больно бьет по республике. Можете оценить эти качели: в 2013 году совокупный экспорт страны составил 85 миллиардов долларов, а в 2016 году — лишь 36,8 миллиардов долларов (национальная валюта закономерно обвалилась также в два раза). А вот в 2018 году, благодаря выросшим ценам на сырье, республика экспортировала уже на 93,5 миллиарда долларов. Самое интересное заключается в том, что хотя Казахстан и находится в "логистическом мешке" Евразии, благодаря небольшому населению (оно вряд ли превышает 15-16 миллионов человек) он на душу населения получает более высокие экспортные доходы, чем та же РФ. У Казахстана это около 5200 долларов в год (при официальном населении в 18 миллионов человек), а у северного соседа — только 3000 долларов. И вот на этом фоне выясняется внезапно, что уровень жизни в Казахстане ничуть не выше, чем в РФ! Хуже того: даже ниже! Например, средняя начисленная зарплата в Казахстане в 2018 году формально оказалась почти в полтора раза ниже, чем в РФ. И не сильно больше, чем в Белоруссии, лишенной вообще каких-либо сырьевых ресурсов! Размер минимальной оплаты труда в Казахстане также весьма спартанский: около 75 долларов (28 284 тенге в 2018 году). Это ниже чем в РФ, или даже на Украине! Не лучше обстоит и в производстве. Так в Казахстане практически полностью угроблено отечественное машиностроение, а черная металлургия заметно сдала: в 1990 году в республике было выплавлено более 6,5 миллионов тонн стали, а в 2017 году — около 4,6 миллиона тонн (и это был локальный пик, в 2018 году выплавили около четырех миллионов тонн). Для примитивной экономики петростейта развитая черная металлургия не сильно нужна, тем более, что за границу можно продавать просто руду (товар с низкой добавленной стоимостью). С огромным трудом и за 20 лет нефтедобывающий Казахстан решил-таки проблему самообеспечения бензином, завершив в 2018 году реконструкцию трех НПЗ. Раньше приходилось от 30 до 45% топлива закупать у северного соседа. То есть, как мы видим, несмотря на маленькое население, огромные запасы полезных ископаемых (как рудные, так и углеводородные), Казахстан живет даже беднее, чем Россия. А его экономика, очевидно, просто деградирует, несмотря на отчаянные попытки "возродить машиностроение" в еще оставшихся областях с преимущественно русским населением. Как следствие, из бедноватого петростейта без внятных перспектив активно уезжает молодежь, причем не только русская, но и казахская. По всей видимости, после успешного "трансферта" власти в Казахстане этот процесс только активизируется. Ведь если за 30 лет сидящий на горе природных ресурсов Казахстан не смог добиться хотя бы равного с небогатым РФ уровня жизни населения, то что говорить о неприятном будущем? В котором мелькают разнокалиберные страшилки вроде исламизации бантустана, падения цен на нефть и очередного экономического кризиса, неконтролируемой миграции бедняков из других государств Центральной Азии, и так далее… Reddevol

Казахстан выбрал принципат
© Свободная пресса