Услышать клиента и встретить бизнес-ангела. В Академпарке определили лучшие сибирские стартапы
«Синергия – это круто!» На отборочной стадии в адрес комиссии поступило 93 заявки – как из Сибири, так и из центральной части России. К полуфинальной части был допущен 31 проект, которые поделили на три технологических трека: индустриальный, информационный и биомедицинский. Деление было достаточно условное, потому что представленные проекты сочетали в себе и солидную техническую базу, и применимость на производстве и в сфере здравоохранения. Вообще, эксперты по достоинству оценили проработанность идей. Например, Павла Парунина, младшего научного сотрудника из Philips Research Russia, порадовало, что по сравнению с технологическими школами Академпарка 3–4 года назад сегодня в Новосибирске «появилось много сильных проектов». «Связываю это с учебными программами, ориентацией на те потребности, которые нужны рынку, и обучением, как взаимодействовать с фондами», – отметил эксперт. И Парунин, и IT-директор из группы компаний «Обувь России» Дмитрий Карпенко как раз упомянули о том, что некоторые проекты совмещали сразу несколько направлений. В частности, речь идет о томской компании RAS, которая предложила использовать роботов по уходу за детьми-аутистами. Ценность проекта томичей была вознаграждена вторым местом в треке по итогам презентаций. «Здесь меня удивила сильная составляющая искусственного интеллекта», – поделился впечатлениями Парунин. А Карпенко уточнил, что ему понравилась «социальная направленность и интересный драйвер». «Остальные проекты, если говорить с позиции потенциального инвестора, либо нам неинтересны, либо эти технологии уже внедрены на производстве», – пояснил представитель ГК «Обувь России». Томский RAS, который расшифровывается как Robotic Autism Satelite, похоже, покорил всех. Александр Чиркунов, руководитель новосибирского подразделения компании «Ашан», выделил еще одну особенность: тесную взаимосвязь коммерции и проекта с социальной составляющей. «Подобная синергия – это очень круто», – резюмировал Чиркунов. Истинный путь от «фидбэка» Проект томичей базировался на вполне понятной проблеме: нехватке специалистов, которые могут в должной мере обеспечить обучение и уход за детьми-аутистами. Иными словами, сам рынок и конечные потребители создают спрос, который и следует изучать, чтобы подготовить подходящее предложение. Казалось бы, прописные истины, но эксперты в опросе обозревателя «ФедералПресс» фиксировали, что проекты можно было поделить на две группы: исходящие от потребностей клиентов и от своих умений. Тем не менее можно с уверенностью говорить, что экспертное жюри в силу своих способностей пыталось стартаперов наставить на «путь истинный» через вопросы и свои комментарии. Такой «фидбэк», по словам Карпенко, может способствовать изменению вектора развития в направлении коммерциализации: «Мы старались смотреть на проекты не просто как эксперты, а как возможные партнеры по бизнесу и давали обратную связь исходя из того, насколько бы нам было интересно включиться в сотрудничество». На кого-то подобный метод работы все же подействовал. Александр Чиркунов в разговоре с обозревателем «ФедералПресс» рассказал, что к нему после трековой части подошли несколько участников отбора и поинтересовались, какие есть потребности у бизнеса. «Сложно говорить, с кем конкретно начнем работать, потому что даже из презентации непросто понять, насколько проект будет успешный. Здесь задача скорее обменяться контактами, чтобы впоследствии отправить запрос по отделам и уже отталкиваться от конкретных потребностей», – уточнил Чиркунов. А вот калужской компании «Рекадро» не надо было рассказывать о необходимости обратной связи в построении стратегии развития. Их продукт – предиктивная аналитика для индивидуальной модели обучения технике безопасности на производстве – как раз вырос из огромного массива интервью с клиентами и «фидбэка». «Первое время ходили по возможным партнерам с нашим контентом, тестировали и не понимали, почему не заходит. И только спустя время нам стали говорить, что «вот было бы хорошо, если бы мы знали, какие у нас произойдут аварии и несчастные случаи», – рассказала руководитель проекта Наталья Зуева. Так накопленный опыт промышленных компаний и статистика несчастных случаев помогли в разработке уникального продукта, который, увы, не попал в число финалистов новосибирского этапа. «Не бойтесь бизнес-ангелов» Калужская «Рекадро» и новосибирская iVoice Technology – это уже сложившиеся компании. Для них этап Startup Tour не просто возможность выступить с проектом, а еще и место для поиска инвесторов и потенциальных кадров в свои команды. Андрей Заворин, руководитель iVoice Technology, не скрывал, что нашел один проект для инвестирования. «На подобных мероприятиях не хватает менторов и бизнес-ангелов. В этом и есть главная проблема. В Новосибирске и Томске всегда было и есть хорошо с мозгами и технологиями, но у нас никто не хочет идти в бизнес, потому что не сложилось таких традиций. А те, кто идут, сталкиваются с налоговыми проверками, сложностями при кредитовании и поиском финансирования. В этой ситуации стоило бы помогать, как следует делать бизнес, пока до такого не дошло», – поделился размышлениями Заворин. Отсутствие бизнес-ангелов как неких проводников стартаперов по всем девяти кругам предпринимательского ада объясняется еще и неким неприятием со стороны, кому нужны инвестиции. Об этом говорил советник президента фонда «Сколково» Пекка Вильякайнен на панельной дискуссии. Он так прямо и заявил участникам, что «не следует бояться бизнес-ангелов». «За последнее время я подписал несколько сделок о продаже российских компаний, в которых участвовал в качестве бизнес-ангела. И мы с основателями компаний не просто получили обратно вложенные деньги. В одном случае мы в 54 раза окупили свои инвестиции, а в другом – получили в 74 раза больше, чем вложили в компанию. Не на 74 %, понимаете? Это 74 умножить на 100. Бизнес-ангел никогда не пытается получить контрольный пакет, а всегда стремится остаться миноритарием, чтобы основным драйвером развития и бенефициаром был сам предприниматель», – объяснял Вильякайнен. Сам же Заворин надеется, что на финальном этапе, который называется Startup Village и пройдет в конце мая, будет больше и инвесторов и экспертов, которые ему, начинающему бизнес-ангелу, помогут завершить этап инвестирования в собственную компанию. Туда, на финал, в результате попали iVoice Technology, проект навигационного фонаря ГАЛО и барнаульская компания «АСИНТ» с гильзой для бионического протеза руки. Фото: startup-tour.ru