Как «подсадить» на самокаты жителей Хельсинки
Пока мировые транспортные гиганты разрабатывают беспилотные автомобили и внедряют космические технологии, предприниматель из Калининграда Василий Быков создает мировую сеть микротранспорта на простой мускульной тяге. Речь идет о самокатах. Горожанину самокат помогает преодолеть так называемую «последнюю милю»: доехать от метро до дома, пересечь терминал аэропорта, проехать по большому выставочному центру или парку. Но носить его с собой удобно не всем. Поэтому компания Быкова выдает их напрокат. Первые автоматы по аренде самокатов Samocat Sharing вместе с партнерами-франчайзи развернула в Москве, Сочи, Краснодаре, Петербурге и Новосибирске. В этом году она «подсадит» на самокаты жителей Хельсинки, Батуми и Кипра. А затем станции Samocat Sharing появятся в Армении, Испании, Германии и Франции. Когда идеи – буквально под ногами Как рассказывает Быков, бизнес-идея родилась в его семье. На самокате каталась его дочка, однажды он попробовал сам – и «подсел». С тех пор от дома до метро, от метро до дома он добирался исключительно на любимом транспортном средстве. Быков родом из Калининграда, там его бизнес всегда был связан с вендингом. Он создал сеть из 200 платежных терминалов, которую продал крупному игроку этого рынка, затем устанавливал вендинговые автоматы по продаже кофе и снеков. В 2012 году он с семьей уехал жить во Францию, занялся благотворительностью. Василий участвовал в работе волонтерских проектов по спасению черепах, организации молодежных форумов в Страсбурге, потом поступил в известную бельгийскую бизнес-школу Vlerick. Из Франции в Бельгию, из Бельгии в Калининград и Москву… Полжизни проходило в аэропортах. Быков даже чемодан-самокат купил, чтобы быстрее передвигаться по терминалам. Однажды в очередной поездке паззл сложился. Фанат самоката и знаток вендинга подумал: почему бы не сдавать самокаты в аренду через вендинговые автоматы? Создать сеть станций, где каждая работает автономно. Получил человек самокат в одном автомате, доехал куда надо, а там в другой автомат сдал. Проблема была одна: инфраструктура. Сами самокаты можно было закупить в Китае и дооснастить противоугонными устройствами. Но вот автоматические станции для парковки самокатов, IT-платформу для управления сетью, удобное для клиентов мобильное приложение – всё это нужно было создать с нуля. Первую проверку на прочность идея не прошла. «На одном из семинаров в бизнес-школе нас разделили по группам, чтобы каждая из них представила свой проект, – рассказывает Быков. – Я предложил свою идею с самокатами, все одногруппники загорелись. Мы разработали бизнес-план, но преподаватели поставили всей группе двойки». Интуиция менторов подвела: идея витала в воздухе – через два года, в 2017-м, бывший топ-менеджер Uber и Lyft Трэвис Вандерзанден основал в Санта-Монике Bird – сервис аренды электросамокатов. Bird и аналогичные проекты, такие как Lime и Spin, «взорвали» американский рынок, получив многомиллионные инвестиции. Но тогда, в 2015 году, Быкову нужны были единомышленники, готовые рисковать, которые не крутили бы пальцем у виска. Первые сложности Он вернулся в Россию и начал звонить всем знакомым. Так у предпринимателя появились два партнера в Москве – Денис Медведев и Сергей Писаренко. Быков отвечал за технологии, партнеры – за бизнес-процессы и инвестиции. Нарисовав дизайн-проект, они решили, что создадут сервис за три месяца. В реальности на запуск проекта потребовалось почти три года. «Огромной проблемой для нас была электроника», – вспоминает Быков. Ее заказали ведущим российским институтам, которые занимались космическими технологиями, но она все равно давала сбои. Первые станции-автоматы тоже не годились в серийное производство. На разработки нужны были инвестиции. Компания Samocat Sharing, которую в 2015 году зарегистрировал Василий, стала участником одной из программ акселератора Generation S и получила грант в 2 млн руб. от «Фонда Бортника». Но денег, конечно, не хватало. Тогда Быков решил отправить заявку в американский Urban X. К его удивлению, заявку приняли, компанию отобрали в качестве одного из 10 лучших стартапов со всего мира, и она получила инвестиции в размере $110 тыс. за 7% доли в капитале. Чуть позже компания Samocat Sharing стала резидентом «Сколково», где установила три первые микротранспортные станции, затем она представила свой проект на выставке Slush в Финляндии. Именно там Быков и его партнеры узнали о финской организации Helsinki Business Hub, которая находит передовые технологии и представляет их в Финляндии, формируя у страны имидж инновационной. «Благодаря Helsinki Business Hub мы познакомились с администрацией города Эспоо, где расположен один из ведущих финских университетов», – рассказывает Сергей Писаренко. Город оплатил компании установку восьми станций, чтобы студенты могли знакомиться с новыми технологиями и быстрее передвигались по территории университета. Samocat Sharing такой проект был важен для тестирования технологии: по итогам сезона в Эспоо партнерам еще раз пришлось совершенствовать и станции, и самокаты, и IT-платформу… Инвестиции в масштабирование Многочисленные технические проблемы – то электроника подводила, то поставщик «железа» сделал что-то не то – удалось решить лишь к 2018 году. Тогда же компания нашла крупного частного инвестора, вложившего в проект новой транспортной сети 1 млн евро, что позволило масштабировать его. Тогда и удалось наладить серийное производство станций в Калининграде – сейчас Samocat Sharing выпускает примерно 200 станций в месяц. Шеринг ее самокатов появился в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Краснодаре и некоторых других городах. «Мы изначально планировали развивать транспортную сеть по франшизе, то есть компания предоставляет партнерам-франчайзи станции и самокаты по себестоимости, подключает их к IT-платформе, помогает с размещением станций и в переговорах с городской администрацией, а сеть формируют уже они сами», – поясняет Быков. Станцию с 10 самокатами под ключ Samocat Sharing продает за 350-400 тыс. руб. К началу сезона 2019 года, по словам Быкова, продано уже 400 станций в России, а также в Грузии, Армении, Испании, Франции, Финляндии и на Кипре. Быков надеется продать 1500 станций до конца этого года. В среднем в России, по оценкам Samocat Sharing, один самокат приносит 5600 руб. выручки в месяц. То есть бизнес франчайзи окупается в среднем за полтора сезона (на открытом пространстве в странах, где идет снег, а на улице гололед, самокатный сезон, как правило, длится 7 месяцев). В этом году Samocat Sharing опять везет станции в Финляндию. Но на этот раз уже в Хельсинки по заказу мэрии. В прошлом году компания выиграла конкурс IdeaLab, организованный управлением транспорта Хельсинки (HSL), задачей которого было выявить новые идеи городской мобильности. По условиям конкурса, победитель получал грант в размере 1 млн евро. В результате сеть из 50 автоматических станций проката и 500 самокатов заработает в Хельсинки уже этой весной. Создание Samocat Sharing и все затраты на разработку Быков планирует окупить к 2021 году, а его цель – сеть из 1 млн станций по всему миру. «В одной только Москве, по нашим оценкам, на самокат могут перейти 2-3% горожан», – считает Быков. Молодые активные москвичи будут рады возможности не спускаться в метро, чтобы проехать одну-две остановки, не садиться в автобус или троллейбус, чтобы в пробках преодолевать «последнюю милю» до дома, а ездить на самокате. По крайней мере, сам Быков поступает именно так. Автор: Ольга Колтунова