Войти в почту

К вере привлекает любовь: как стоит относиться к «подметным письмам»

В редакцию обратился один из наших читателей, рассказавший о том, что в его районе по почтовым ящикам стали разбрасывать странные письма. «Сегодня большинство людей не слушают благую весть о Божьем Царстве (Матф. 6:33)... Случившееся в дни Ноя служит нам предостережением...» А далее — рассказ о Ноевых временах, призыв покаяться и призыв: «Начните изучать Библию для Вашего спасения». Подписи под письмом нет. Казалось бы, ну и что? И уж точно нет ничего плохого в изучении Библии, и обсуждать нечего. Но рукописный листок вызывает напряжение. Мы попросили иеромонаха Макария (Комогорова), помощника председателя Издательского совета Русской православной церкви, объяснить нам и читателям, как относятся в церкви к подобному виду «просвещения населения». — Отец Макарий, если мы правильно понимаем, то представители церкви никого, скажем так, не уполномочивали писать такие призывы? Что это за «миссионеры»? — Православные миссионеры, если и отправлялись просвещать народ, то достаточно далеко — на Крайний Север или Аляску, туда, где храмов «окрест себя» не было. Там же, где их было достаточно, в этом не было нужды: священник ждал прихожан в храме. — Такие письма — это попытка вовлечения в веру, так ведь? — Возможно, да. Я думаю, что и раньше, наравне с теми, кто прилежно посещал храмы, были люди не слишком верующие, в храмы приходящие редко. Этот выбор оставался на совести людей. А традиция ходить по домам и пугать людей возмездием, карой небесной и Страшным судом появилась у нас в 1990-е годы. Цель этого — не спасение душ человеческих, а собирание адептов. — Под какие знамена? — Под разные... Но в данном случае я сказал бы так: жаль обе стороны — и того, кто писал, и того, кто прочел и мог испугаться или разволноваться. Конечно, можно рассуждать так: тот, кто писал, движим мессианским желанием приблизить других людей к спасению. Но спасает людей Бог. И спасает он тех, кто ищет к нему пути сам... Вокруг нас и без этих писем множество событий, которые способны подвигнуть нас к вере и покаянию. Бог окружает нас, он — повсюду, в цветении садов, наступлении весны! И церковь православная говорит: «Всякое дыхание да хвалит Господа». — Ну а что касается пугающих ноток в письме? — Господь сам говорил ученикам своим о грядущем Страшном суде, о своем втором пришествии. При этом Христос сказал, что «даже ангелы не знают дня того и часа». Тем более неведомо это человеку. И важно не столько бояться Страшного суда, сколько заботиться о своей душе! В Евангелии, к слову, есть рассказ о человеке, накопившем много добра. Оно перестало вмещаться в житницы, и он объявил, что построит новые, но в ту же ночь Господь забрал его душу. — Это урок, так ведь? — Конечно. А вообще, наша церковь придерживается четкой позиции — нельзя загонять к вере страхом. Ведь Бог есть любовь. И к вере может привлечь только Любовь. Допускаю, что написано это было с благим намерением. А если человеку в этот момент плохо? Такое письмо может стать «последней каплей». И этого исключить нельзя. Да, если у человека горе, подобным письмом и правда можно достичь обратного эффекта. И человек не просто не сделает шаг к Господу, его оттолкнет от Него! Сейчас многие молодые люди, которых воспитывали вне религиозных традиций, в атеистических семьях, какими-то своими путями приходят к вере. Бывает, это происходит через культуру и искусство. Цитатами из Священного Писания их к вере не подвигнуть. — Может быть, надо чаще все это объяснять? — Церковь сейчас разговаривает с обществом широко и открыто — через СМИ, соцсети, культурные события. И разговаривает она, не употребляя языка обличений, а поддерживая в скорбях, утешая в печалях, сорадуясь в радости. Подлинный путь к Христу таков и есть. В этом и заключено главное отличие проявления истинной веры от агрессивной миссионерской позиции. В Японии, например, католики-миссионеры были столь активны, что осиротили целый этнос, поскольку в итоге в этой стране несколько столетий было запрещено проповедовать христианство. Такие миссионеры нанесли христианству ощутимый репутационный удар. А миссионерство православное способствовало тому, что православные храмы появились и в отдаленных областях... А сейчас мне хотелось бы поддержать всех, кто получил подобные послания, призвать быть терпимыми и не сердиться на тех, кто их писал, поняв, что такие проявления характерны для людей, находящихся не в лучшей жизненной ситуации. Осторожно! Президент Российской ассоциации центров изучения религий и сект Александр Дворкин как-то высказал мнение, что есть секты, не менее страшные, чем запрещенные в России с 2017 года «Свидетели Иеговы»: это, например, сайентологи, неопятидесятники (они же харизматики), неоязычники с нацистским уклоном. По некоторым данным, количество членов только лишь секты неопятидесятников (правда, самой массовой) достигает 300 000 человек. КСТАТИ По некоторым данным, за право жить в «экологическом поселении» секты «Анастасия», где сажают спасительные для России кедры и занимаются сексом на огороде, нужно выложить 30 тысяч долларов.

К вере привлекает любовь: как стоит относиться к «подметным письмам»
© Вечерняя Москва