Малый бизнес стал чаще страховать своих сотрудников
Количество заключенных договоров выросло за год на 11,1 процента, до 12,3 миллиона единиц. В этом году, по оценке самих страховщиков, рост может быть в пределах 5-7 процентов. Рынок поддержат коробочные решения для физлиц, телемедицина и программы по защите от критических заболеваний. Основная доля продаж ДМС по-прежнему приходится на корпоративный сегмент, рассказал руководитель департамента андеррайтинга и урегулирования убытков СК "Уралсиб Страхование" Михаил Дорофеев. "В нашем случае это в основном крупный и средний бизнес, - уточнил эксперт. - При этом многие выбирают полисы с франшизой. Это позволяет сэкономить на добровольном медицинском страховании, но не исключать такую опцию из соцпакета полностью". По словам директора департамента личных видов страхования компании "Либерти страхование" Марины Тихоновой, если раньше клиентами по ДМС были в основном международные компании, для которых это один из основных пунктов трудового договора, или крупные российские холдинги, то сейчас появляется все больше новых корпоративных клиентов из сектора малого и среднего бизнеса. "Смещение льгот и компенсаций в сторону медицинского страхования персонала стало трендом последних лет", - констатирует директор департамента андеррайтинга и методологии ДМС "АльфаСтрахование" Александр Лапунов. По его мнению, это дает не только мотивационный эффект для сотрудников, но и благоприятно влияет на повышение страховой культуры в обществе в целом. В самые базовые пакеты ДМС входит поликлиническое обслуживание с ограниченным количеством специалистов и приемов. Хотя любую базовую программу можно расширить дополнительными опциями: услугами узкопрофильных специалистов, wellness-программами, днями здоровья для коллектива. Средняя стоимость добровольной медицинской страховки составляет 20-30 тысяч рублей Расширенные полисы, в зависимости от пожеланий клиента, могут включать в себя вакцинацию, выезды "скорой помощи" в более широком радиусе обслуживания, присутствие врача в офисе, медицинскую помощь при критических заболеваниях, профилактические осмотры, онкопрограммы, чек-апы (комплексное экспресс-обследование организма) и даже лечение за рубежом. По данным Банка России, средняя страховая премия по ДМС в 2018 году составляла 12,3 тысячи рублей. "Средний размер страховой премии зависит от региона: в Москве она составляет 20-30 тысяч рублей, в регионах 10-20 тысяч рублей", - отметила Марина Тихонова. Стоимость VIP-программы в Москве, по ее словам, может доходить до 100-150 тысяч рублей. В регионах до 80-100 тысяч рублей. По словам заместителя директора департамента урегулирования убытков по личным видам страхования СК "Согласие" Людмилы Страховой, сегодня наиболее популярны программы годового обслуживания, включающие стандартный набор рисков. Это амбулаторно-поликлиническая помощь с вызовом врача на дом, плановое и экстренное стационарное лечение, стоматология. "Мы фиксируем снижение спроса на дорогостоящие лечебные учреждения и услуги, отказ от страхования родственников сотрудников и в целом желание клиентов снизить стоимость пакета, не уменьшая при этом количество включенных опций", - говорит Страхова. Доля ДМС в общем объеме страхового рынка сейчас не превышает 10 процентов. Рост сегмента сдерживается целым рядом факторов, отмечают страховщики. Во-первых, это отсутствие законодательной базы, позволяющей страховщикам регулировать свои отношения с лечебными учреждениями. Во-вторых, размытые стандарты оказания медицинской помощи, из-за которых стоимость медицинского обслуживания часто завышается, перечисляет Людмила Страхова. "Это приводит к необходимости повышения цены полисов при желании страхователей, напротив, минимизировать расходы на ДМС", - констатировала эксперт. Негативное влияние на рынок оказывает демпинг со стороны страховых компаний, отметила в свою очередь Марина Тихонова. "На фоне стремления клиентов сократить расходы, в том числе на добровольное страхование, конкуренция среди страховых компаний усиливается. В результате ряд игроков начинают использовать демпинг как основной инструмент привлечения клиентов", -подчеркнула эксперт. По мнению Михаила Дорофеева, ключевая причина торможения сегмента ДМС - неблагоприятные экономические условия. "В последние годы бизнес, чтобы оставаться на плаву, усиленно снижает издержки. Программы ДМС нередко становятся одной из первых статей для экономии, - указывает он. -Тем не менее мы видим позитивный тренд - вместо полного отказа от продукта клиенты выбирают франшизу. Кроме того, стал развиваться розничный сегмент, который совсем не был представлен на рынке".