Первый замглавы депсоцзащиты Москвы: в 2019 году переведем в МФЦ около 70 госуслуг

Многофункциональные центры (МФЦ) Москвы в мае начнут оказывать жителям ряд новых государственных услуг в сфере соцзащиты. В итоге практически все социальные сервисы будут сконцентрированы в "одном окне" сети "Мои документы". ТАСС обсудил с первым заместителем руководителя столичного департамента труда и соцзащиты населения Ольгой Грачевой, москвичей каких льготных категорий затронет это новшество и каковы дальнейшие перспективы перевода госуслуг в новый формат. — В 2019 году департамент планировал передать в МФЦ ряд госуслуг, которые сейчас оказываются в отделах соцзащиты населения. Как будет проходить этот процесс? — Всего в Москве в сфере соцзащиты оказывается около 120 госуслуг и функций, из которых 43 уже переведены в центры "Мои документы", и в этом году планируется передать еще около 70 госуслуг. То есть практически все будут сконцентрированы в МФЦ — это удобно, понятно, и людям не придется бегать между учреждениями. Первый этап передачи начнется 6 мая, когда в МФЦ перейдет 12 услуг, связанных с выдачей удостоверений о льготном статусе граждан (или их дубликатов в случае утери). Это удостоверения, подтверждающие присвоение звания ветерана труда, ветерана Великой Отечественной войны, узника фашизма, ветерана боевых действий, участника обороны Москвы и ряда других. Из перечисленных групп самая массовая категория — ветераны труда. Такие удостоверения дают обладателям право на получение различных мер социальной поддержки. Соответственно, человек, который будет получать в МФЦ "корочку", например, ветерана труда, сможет сразу же подать заявление и на полагающиеся ему льготы. Например, ежемесячную городскую денежную выплату в размере 1 тыс. рублей или компенсацию за стационарную телефонную связь, региональную социальную доплату к пенсии. Также он сможет оформить льготы по оплате ЖКУ, обратиться за получением санаторно-курортной путевки. Помимо выдачи удостоверений, от районных отделов социальной защиты населения в МФЦ также переходит прием от заявителей различных документов, свидетельствующих об изменениях сведений о гражданине, членах его семьи, влияющих на порядок предоставления мер социальной поддержки. Эти изменения могут быть самыми различными. Наиболее часто встречающиеся связаны с изменением фамилии, состава и доходов членов семьи, смены места жительства, поступлением или увольнением с работы, продолжением или прекращением обучения и другими жизненными обстоятельствами. — Сколько москвичей, по вашим прогнозам, затронут эти нововведения? — Если речь идет о выдаче удостоверений, то такой услугой в среднем в год пользуются 20–25 тыс. человек. Что касается граждан, которые получают услуги по изменению сведений, то это уже порядка 150 тыс. человек в год. Таким образом, в общей сложности это новшество переведет первичный прием документов от большого потока людей — около 180 тыс. человек — из районных отделов соцзащиты в МФЦ. Число обращений по получению удостоверений ежегодно примерно одинаковое, а услуга по изменению сведений о гражданах набирает популярность. Малообеспеченным семьям, например, необходимо ежегодно подтверждать данные о своих доходах, многодетным семьям — продлевать получение пособий, если их дети в возрасте 16 лет продолжают обучение или в 14 лет получили паспорт. Хочу добавить, что сегодня органы исполнительной власти столицы активно пользуются инструментами межведомственного взаимодействия. Как правило, гражданам не приходится нести в МФЦ множество документов — все необходимые сведения отдел социальной защиты запрашивает в электронном виде у других госорганов. Поэтому крайне важно, чтобы люди, если у них меняются личные данные, своевременно информировали орган соцзащиты. Я думаю, что перевод госуслуг в МФЦ поможет горожанам сэкономить время и быстро получить нужные услуги в комфортных условиях. Посетителей, которые ожидают приема дольше 15 мин., бесплатно угостят кофе. Также в каждом центре можно сделать копию или распечатать документ, сфотографироваться, оплатить пошлину, обратиться за другими документами. За счет единого формата предоставления услуг, высокого стандарта работы и сервиса, в рамках которого специалист внимательно подходит к решению каждого вопроса, МФЦ уже заслужили доверие жителей. А отделы социальной защиты населения сосредоточатся на обработке принятых в МФЦ документов и решении вопросов о назначении денежных выплат и других мер поддержки. — Многие услуги из перечисленных касаются людей преклонного возраста. Будет ли им комфортно обращаться в "Мои документы"? — Конечно, гораздо удобнее, чем в отделы соцзащиты. Здесь услуги можно будет получить по удобному графику, в любом районе, рядом с домом, без привязки к месту прописки. Сейчас МФЦ есть в каждом районе Москвы, они максимально приближены к месту жительства людей, поэтому не должно быть проблем с тем, чтобы туда добраться. Но если кто-то не может прийти самостоятельно, предусмотрена подача заявления на госуслугу от доверенного лица гражданина при наличии соответствующих документов. Если речь идет про одинокого пенсионера, доверенным лицом может стать социальный работник. — Есть ли планы продолжить перевод госуслуг соцзащиты в МФЦ? — Да, у нас намечена масштабная программа на ближайшие три месяца. Следующим этапом будет передача в "Мои документы" пакета услуг, связанных с денежными выплатами. Значительная их часть уже оказывается в МФЦ, а с 1 июля все без исключения социальные выплаты будут переведены в центры госуслуг. Таким образом, сейчас там оказывается 43 услуги соцзащиты, а прибавится еще порядка 70. Я уверена в том, что эта работа соответствует реалиям времени и мы не только сохраним на должном уровне предоставление всех мер социальной поддержки, но и улучшим качество этой работы. — А если говорить о другом масштабном направлении модернизации этой сферы — есть ли планы по переводу услуг в электронный вид? Да, столичный департамент труда и социальной защиты населения совместно с департаментом информационных технологий Москвы проводит большую работу над тем, чтобы количество услуг, которые можно получить в электронном виде, ежегодно увеличивалось. В этом году планируется компьютеризировать предоставление мер соцподдержки для многодетных семей города Москвы. К концу июня на портале госуслуг появится сервис присвоения статуса многодетной семьи. Уже сейчас начинается тестирование новой опции. Благодаря этому сервису семье, в которой рождается третий ребенок или последующие дети, достаточно будет заполнить заявление на портале госуслуг. О присвоении статуса многодетные родители будут проинформированы через личный кабинет в электронном виде. Останется только прийти в удобное время в МФЦ и получить удостоверение многодетной семьи. — Какова пропорция обращений граждан в МФЦ и на портал за услугами в сфере соцзащиты? — По итогам 2018 года в "Мои документы" поступило более 1,28 млн заявлений, в электронном виде на портале госуслуг — 397 тыс., еще 717,5 тыс. — в отделы соцзащиты. Чаще всего граждане обращаются за получением различных денежных выплат семьям с детьми. Для сравнения: в 2017 году в МФЦ поступило почти 979 тыс. заявлений, через портал госуслуг — 364 тыс., через отделы соцзащиты — 738 тыс. В последние три года наблюдается устойчивый рост обращений за услугами в электронном виде. Это значительно экономит людям время и становится все более привычным и удобным для москвичей. Беседовала Ксения Асафова

Первый замглавы депсоцзащиты Москвы: в 2019 году переведем в МФЦ около 70 госуслуг
© ТАСС