Le Monde (Франция): «Брат армянин, брат еврей, брат тутси» — путь влюбленного в человечество

Прошедшие через геноцид народы не любят апрель. Армянская трагедия началась 24 апреля 1915 года с погромов среди интеллектуалов по всей Османской империи. Драма тутси стартовала с теракта против президентов Руанды и Бурунди 6 апреля 1994 года. Волнения евреев в варшавском гетто в 1943 году напоминают каждое 19 апреля об их страданиях в Польше при нацистской оккупации. В их представлении апрель ассоциируется не с прекрасными весенними деньками, а с памятью, гуманизмом, стойкостью и справедливостью. Все эти четыре понятия как нельзя лучше характеризуют жизнь доктора Ива Тернона (Yves Ternon), который выпустил десятки работ на тему геноцида и недавно опубликовал свои мемуары. Ив Тернон — член научного совета Мемориала холокоста, врач по образованию и историк по призванию. Он не еврей, не армянин и не тутси, а воплощение лучшего из того, что может дать республиканская элита в плане духа гуманизма и нравственности в борьбе со страшной несправедливостью, той, что планирует, творит и отрицает ужаснейшие преступления. Этот неутомимый защитник народов, чья история соседствует с безумием, рисует жизненный путь, от хирурга до историка, который привел его и его супругу (они вместе вот уже больше 50 лет) к самоотверженной борьбе за права человека вместе. Призыв к солидарности Ив Тернон держал в руках скальпель и ручку, а перед ним лежали живые и мертвые люди. Как бы то ни было, он всегда оставался влюбленным в человечество. Его борьба (независимость Алжира, май 1968 года, аборты) заложила основы его безусловной поддержки страдающих народов. Он посвятил себя проблеме геноцида, жестко осуждал безнаказанность и отрицание этих человеческих трагедий, говорил об ответственности преступных государств, которые, от Константинополя до Кигали и Берлина, решили во имя тотального суверенитета избавиться от тех, кто выбивался из их картины национальной или расовой однородности. Название его мемуаров навеяно первой строкой «Баллады повешенных» Франсуа Вийона (1431-1463), а сами они представляют собой призыв к солидарности, а не благотворительности. Только не от него. В то же время в его взгляде нет обреченности и пафоса или тем более исторического соперничества, этого глупого и презрительного подхода, словно у жертв есть национальность и религия в глазах палачей. По мнению Ива Тернона, у них нет ни гимна, ни флага. Они в первую очередь представляют собой простых людей, которые были уничтожены по государственным соображениям и напоминают нам в нынешнее тревожное время, что история не может писаться пером цинизма и чернилами силы.

Le Monde (Франция): «Брат армянин, брат еврей, брат тутси» — путь влюбленного в человечество
© ИноСМИ