Шеринг-экономика для тех, кто готов делиться
В России стремительно набирает популярность каршеринг – аренда автомобиля на короткое время. Шеринг-экономика для тех, кто готов делитьсяВ Москве состоялась международная конференция SHER DAY 2019 , посвященная шеринг-экономике. Sharing economy («share» в переводе «делиться») – это современная модель бизнеса, когда люди или компании предоставляют доступ к неиспользуемым активам, товарам и услугам. Речь может идти как об аренде, обмене или повторных продажах. На правах хозяйки мероприятия пленарное заседание открыла основатель сервиса Sher.ru Александра Дорф. Она напомнила, что «люди шерили с незапамятных времен» и в античной Греции, и в древней Руси. Сегодня для этого надо передать вещи друзьям или разрешить знакомым пожить пару недель на пустующей даче. Но есть вещи и посерьезнее: за последние 10 лет шеринг-экономика привлекала порядка $23 миллиардов венчурных инвестиций. В ближайшие годы она охватит до 30% рынка, а в некоторых сегментах займет половину, заявила Дорф. Циркулярная модель Участники SHER DAY 2019 вспомнили о более близкой истории развития экономики совместного потребления. Классика жанра можно назвать таймшер. Под этим подразумевается коллективная форма владения недвижимостью, прежде всего курортной, появившаяся в Европе в 60-х годах прошлого века. С тех пор шеринг-экономика шагнула далеко вперед. Развитие новых технологий, онлайн-платформ породило сотни видов шеринга – от автомобилей до батареек. Россия не осталась в стороне от новых веяний. Многие компании активно внедряют в корпоративные социальные стандарты элементы разумного потребления, а инвесторы включают шеринг-проекты в свои портфели. Со своей стороны, генеральный директор ТИАР-Центра Антон Губницын говорил о трансформации традиционной линейной экономики – (добыча ресурсов, производство, дистрибуция, потребление, отходы), в циркулярную, то есть в замкнутый цикл, когда практически ничего не попадает на свалки, а либо передается другим пользователям, либо перерабатывается и снова запускается в обращение. Российский рынок экономики совместного потребления в 2018 году составил 500 млрд рублей, продемонстрировав рост на 30%. Это уже сопоставимо с бюджетом госпрограммы «Цифровая экономика», отметил Антон Губницын. Роль шеринга – эффективное использование ресурсов, развитие предпринимательства и самозанятости. Выступающих привел статистику – в этой сфере сегодня трудоустроены либо подрабатывает около 2,5 млн россиян. По прогнозу Антона Губницына, в будущем следует ждать появления новых услуг, сервис-надстроек и даже целых шеринг-городов. Шоппинг на кончиках пальцев Интернет объединил всех и все. Шоппинг сегодня в буквальном смысле слова находится под пальцем человека, тратящего в среднем 30 секунд на каждую сессию, говорил директор по дизайну «Яндекс.Маркет» Дмитрий Быков. Это изменило само понятие конкурентной среды. Ритейл на пороге радикальных перемен, уверен эксперт. Магазины должны перестать продавать вещи и начать распространять опыт. Прямое снижение цены не является уже достаточным условием для того, чтобы бизнес существовал. Ведь люди предпочитают покупать товары, отобранные кем-то другим. Тем самым они стремятся соответствовать общей культуре и социальной прослойке. «Мы эволюционируем. Наши потребности тоже, что не может игнорировать бизнес. На этот путь его выводит шеринг-экономика», – резюмировал Дмитрий Быков. Глава Macroscope Consulting Asymmetric Strategies Гарретт Джонстон считает, что надо руководствоваться запросами потребителя. Ресурсы на планете ограничены, а вот желания людей нет. Российские банки сегодня, правда, технологичные и цифровые, но клиенты-то «аналоговые». Для них важно, чтобы банк сделал их богаче, а он ориентирован на то, чтобы заработать самому. Примером того, как бизнес может быть успешен, когда идет от человека, по словам Гарретта Джонстона, служит крупная розничная торговая сеть Швейцарии Migros. Из 25 продуктов, пользующихся стабильно высоким спросом у покупателей, 15 придумали они. «Вовлечь потребителей – это и есть смысл шеринг-экономики», – философски заметил эксперт. Вернуться к пониманию того, как меняются ценности на уровне человека, города, региона – вот что важно для директора центра научно-технологического прогнозирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Александра Чулка. «С экономической точки зрения в настоящее время доминирует суверенитет потребителя», – подчеркнул он. Маркетинг вышел на наноуровень – на человека. Необходимо пересмотреть стандартные подходы и понять клиента. Ни одна технологическая революция, к сожалению, не обходилась без социальной. Шеринг-экономика может стать буфером, способным не допустить серьезных потрясений. Ключ к бизнес-успеху Один из ключевых принципов модели sharing economy – доступ к пользованию ресурсами, а не к их владению. «В современных условиях становится экономически выгоднее иметь доступ к благу, чем владеть им. И sharing economy еще называют «экономикой доверия», так как она базируется на горизонтальных связях, доверии между незнакомыми людьми», – утверждает доцент кафедры предпринимательства и логистики РЭУ им. Плеханова Светлана Казанцева. Успешно реализуются sharing модели в формате краудфандинга – сбора средств на финансирование проектов, а также crowdsharing – совместного владения собственностью, набирает популярность в России и по всему миру food sharing. Для стартапов выгоды очевидны – у shared economy минимальные барьеры для входа, нужна просто налаженная связь с организациями и партнерами. «Основные тренды – развитие новых сервисов по совместному использованию продуктов и услуг, масштабируемость устоявшихся моделей в страны третьего мира и интеграция сервисов между собой с объединением в одну платформу, предлагающую все виды шеринга сразу», – пояснила Светлана Казанцева. Директор по маркетингу inDriver Егор Федоров напомнил, как в 2012 году в Якутске в новогодние праздники температура опустилась ниже минус 45 градусов. Таксисты повысили стоимость поездок в два раза. В ответ жители создали в социальных сетях группу «Независимые водители» (Independent Drivers), участники которой писали, куда им нужно уехать и предлагали свою цену, а водители откликались и подвозили. За полгода в группу вступили 60 тысяч человек. Сегодня их уже 20 млн в 19 странах мира, подытожил Егор Федоров. Шеринг позволяет существенно повысить качество жизни потребителя и оптимизировать расходы, предлагая временное пользование вещами, постоянное владение которыми невыгодно или невозможно. «Доступность товаров и услуг увеличивается. Популярность концепции растет в условиях глобализации экономики, повышенным требованиям к мобильности, а также в условиях падения доходов среднего класса», – подчеркнула руководитель рейтинговой службы НРА Татьяна Ковалева. Объем рынка в глобальном масштабе имеет перспективу роста с нынешних $15 до $335 млрд к 2025 году. Россия также переходит к шеринг-экономике, способствующей развитию городской среды, транспорта и перевозок, туризма, аренды офисной и жилой недвижимости. При этом правовое регулирование пока отстает, что создает риски для бизнеса, констатировала Татьяна Ковалева. За последние 3-5 лет экономика совместного потребления шагнула далеко вперед наряду с развитием Smart data, онлайн-платформами и трендом на устойчивое развитие, пояснил «Профилю» президент исследовательского холдинга Ромир Андрей Милехин. Для поколения Z – тех, кто родился в «нулевых» годах и сегодня выходит во взрослую жизнь, обладание перестает быть ценностью, будь то пользование деньгами, недвижимостью или вещами. Однако надо понимать, что эти перемены коснулись в большей степени жителей крупных городов с развитой экономикой, подчеркнул Андрей Милехин.