Глобальный террор равнодушия: от Донецка до Шри-Ланки

В день украинских выборов на далеком тропическом острове Шри-Ланка произошла серия террористических актов, которые уже считаются одними из самых кровавых в новейшей истории. Согласно опубликованным на сегодня данным, в результате девяти взрывов, прогремевших на католическую Пасху в трех церквях и четырех отелях, погибли по меньшей мере 310 человек, а около 500 человек получили ранения. Это лишь немного уступает по числу жертв давнишней Бесланской трагедии, но статистика может измениться — в ланкийских больницах продолжают умирать раненые, некоторые тела не опознаны, а несколько человек до сих пор числятся пропавшими без вести. Взрывы были осуществлены террористами-смертниками из радикальной исламистской группировки National Thowheeth Jama'ath и запрещенного в России «Исламского государства». Согласно данным расследования, эти преступления стали актом мести за произошедшее 15 марта нападение на мечети в новозеландском городе Крайстчерч — когда в результате атаки ультраправого боевика погибли 50 мусульман. Случившееся стало для Шри-Ланки настоящим шоком — в том числе потому, что местная исламская община, к которой относится около десяти процентов населения страны, обычно держалась в стороне от политики и практически не участвовала в кровавой гражданской войне между индуистами-тамилами и сингальским большинством жителей острова, традиционно исповедующим христианство или буддизм. Хотя ислам пришел на Цейлон еще в средние века, вместе с арабскими купцами — что отражено в известных нам с детства историях о странствиях багдадца Синдбада. Больше того — мусульмане спасли многие жизни во время антитамильских погромов, происходивших во время событий «черного июля» 1983 года, — укрывая спасающихся от расправы тамилов в своих домах, мечетях и медресе. На первый взгляд, это типичная история о чудовищной логике глобального терроризма — когда преступление одного фанатика влечет за собой еще более страшные последствия в другой части планеты. Однако реакция на события в Шри-Ланке дает повод поговорить и на другую, не менее важную тему — о глобальном равнодушии к подобным трагедиям, которые систематически происходят в странах третьего мира. Как отмечают многие комментаторы, бойня в день Пасхи не вызвала никакого ажиотажа в соцсетях в Украине — несмотря на то что число жертв постоянно растет, вы почти не увидите изображений свечек, печальных смайликов, траурных лент и аватарок с ланкийским флагом на страницах в Facebook. Трудно поверить, но в немногочисленных сообщениях на эту тему пользователи соцсетей в основном оплакивают судьбу 35 иностранных туристов, которые тоже погибли в результате взрывов. В большинстве новостей о терактах рассказывается о судьбе богатейшего жителя Дании, миллиардера Андерса Холха Повлсена, который потерял трех своих детей в результате взрыва в отеле, — а погибшие ланкийские дети не вызывают ни у кого ни малейшего интереса. Сравните это с реакцией на недавний пожар в Нотр-Дам-де-Пари — где, к счастью, обошлось без человеческих жертв. Тогда украинские блогеры хором оплакивали гибель «одного из самых важных символов европейской цивилизации», посвящая этому тысячи печальных сообщений с выражением соболезнования и поддержки. Хотя в то же время они с полным равнодушием относятся к ежедневным сообщениям о разрушительных обстрелах в своей собственной стране, на территории охваченного многолетним конфликтом Донбасса — или даже приветствуют их, призывая жестче «мочить сепаров и террористов». Наглядным примером этих двойных стандартов на проявление скорби стал парижский теракт, совершенный в январе 2015 года в редакции сатирического журнала «Шарли Эбдо», когда исламисты расстреляли двенадцать французских журналистов. Украинские соцсети немедленно отреагировали надписями «Je suis Charlie» — «Я Шарли». А через несколько дней, когда в результате миномётного обстрела автобусной остановки в Донецке погибли пятнадцать мирных жителей, эта трагедия была встречена той же публикой полным молчанием — или даже злорадными смешками со стороны самых кровожадных и упоротых патриотов. Последствия обстрела в Луганской области «Мы видели это равнодушие еще в течение пяти лет, когда каждый день убивали жителей Донбасса: детей, стариков, женщин, мужчин. Для всей остальной Украины они были «колорадами». Для Запада — пророссийскими сепаратистами. И патриоты призывали «мочить» «сепаров» до последнего. Таков Запад, такова его лицемерная «духовность». И такой становится Украина, стремящаяся туда интегрироваться до пупка», — пишет об этом украинский блогер Елена Лаптева. Все это указывает на печальную тенденцию современности: жизни людей из стран глобальной периферии катастрофически обесценились в наши дни по сравнению с жизнями граждан первого мира. Это закрепляется на подсознательном уровне — каждый теракт в Европе, США, Канаде, Новой Зеландии и Австралии неизменно погружает украинскую публику в показную скорбь и всеобщий траур. А массовая гибель африканцев, латиноамериканцев, китайцев, арабов, индусов — или даже трагедии в самой Украине — как правило, не вызывает в этой среде массового сочувствия. Передовая украинская общественность обычно относится к этому в духе сентенций «бабы новых нарожают». И нет никаких сомнений, что жизнь американца или француза значит для нее несравнимо больше, чем жизнь взорванного террористами азиата или какого-то «неправильного» донецкого соотечественника — тем более, что по официальной версии пропаганды жители неподконтрольной Киеву части Донбасса каждый раз якобы убивают сами себя. Конечно, эта ситуация еще раз продемонстрировала унизительные, чисто колониальные комплексы украинского общества, которое полностью зависимо от «коллективного Запада» и воспринимает его беды тяжелее, чем иные трагедии в своих родных стенах. Между тем, преодоление этого уродливого перекоса в общественном сознании крайне необходимо — потому что если бы жители Киева или Львова болезненно реагировали на каждый случай гибели жителя Донецка или Луганска, принимая и его близко к сердцу, война бы давно закончилась — хотя, скорее всего, ее вообще можно было бы избежать. А раз так, мы должны вести борьбу против глобального террора равнодушия и двойных стандартов, настаивая на том, что жизнь каждого человека имеет равную ценность и каждый в одинаковой степени заслуживает сострадания. Осталось только пояснить это множеству ура-патриотичных украинцев, которые никогда не поставят на свою аватарку надписи «Je suis Донбасс» или «Je suis Шри-Ланка».

Глобальный террор равнодушия: от Донецка до Шри-Ланки
© Украина.ру