Войти в почту

Никаких сердечных приступов: мифы и реальность издательского дела в Тюмени

Можно ли издать книгу, если ты живёшь не в Москве или Санкт-Петербурге? Что это за человек – современный тюменский издатель? Почему поиск денег на печать одной книги может затянуться на два с половиной года? Ответы на эти вопросы вы найдёте в беседе корреспондента ИА «Уральский меридиан» с тюменкой Ольгой Аввакумовой. 24-летняя Ольга издала уже вторую книгу о писателе тюменского Севера Иване Истомине. И если по началу скептики бестактно сыпали негативными отзывами, то после выхода в свет книги «Каким он был – певец Ямала? Воспоминания детей Ивана Истомина», приуроченного к 55-летию Тюменской писательской организации, притихли. Хотя мало кто верил в успех – сомнения терзали и инвесторов, и авторов, и даже саму Олю. Никаких сердечных приступов 300 экземпляров книги «Каким он был – певец Ямала? Воспоминания детей Ивана Истомина» были отпечатаны 7 января 2019 года. В СМИ, говорит Оля, любят подчёркивать, что это всего 300 экземпляров. Но книгу могут прочитать 300 человек, как минимум. А если отдать в библиотеки, количество читателей кратно возрастёт. «Двадцать экземпляров – это столько (показывает руками большую стопку). А их триста», – объясняет она. Книга воспоминаний детей писателя Истомина стала первой в серии #читаемтюменское. В рамках проекта Оля планирует переиздавать хороших, но забытых авторов и находить новые таланты, которые пишут «в стол». Её маленькое девичье хобби. Правда, хобби затратное – только эта книга отняла два с половиной года. Чего уж говорить о нервах и физических силах. «Макет мы подготовили за три месяца, а финансирование я искала 2,5 года – отказывали инвесторы и грантодатели. Каждый день был на счету, но об этом мало кто задумывался. Эту книгу ждали читатели, да и авторам ведь 68, 73 и 75 лет. У нас даже шутка была с Александром Истоминым: «Когда я привезу вам тираж, никаких сердечных приступов!» — рассказывает Оля. Александр Иванович, сын писателя Ивана Истомина. Фото: Ангелина Долгушина Дошло до того, что авторы собрались скинуться с пенсии. Этот вариант Оля Аввакумова отмела сразу. В её понимании, незачем заниматься самиздатом, когда речь идёт о хорошей книге. На самом деле в случае неудачи она планировала самостоятельно накопить на печать. «Деньги на издание книги нашлись в областном молодежном парламенте. Авторы очень удивились, когда получили ещё и гонорар. Александр Иванович даже в щёчку поцеловал, — вспоминает тюменка. – Сначала скромничали, хотели, чтобы я отправила им по 5 книг каждому, но я отправила по 20. Пусть делают с ними, что заблагорассудится: дарят, оставляют себе на память. Остальные экземпляры продам, прибыль разделю на четверых». На грани «За 2,5 года систематической работы над изданием книги можно психологически и физически растечься так, что обратно не соберешься. Об этом люди не думают, — говорит Оля, согревая ладони о чашечку с чаем. – Я ведь не рассказываю и не пишу в социальных сетях о подноготной: с кем поссорилась, кто предал. Хотя бросали и отказывали, зная, что я на грани и что у меня не получается. Но я научилась не нервничать, когда такое происходит – только себе хуже сделаешь. Правильно пишут в СМИ, что я хрупкий человек. Просто умею терпеть». О том, насколько тяжело приходилось Оле из-за переживаний, знали только родители и друзья. Оба раза – и когда издавала книгу «Сказки дедушки Ивана», и когда издавала книгу «Каким он был – певец Ямала?» — она работала на пределе возможностей. «Параллельно с издательской деятельностью я работала и училась. Один раз так устала, что не смогла удержать в руке телефон – выскользнул и разбился. Он показался мне очень тяжёлым, — вспоминает Оля. — Я была не в состоянии ни поднять, ни подняться». Видео: Павел Статных Восстанавливаться Оле помогают встречи с близкими по духу людьми и дом. Для неё, как и для советской актрисы Людмилы Гурченко, один из эффективных способов прийти в себя – просто лежать, ни о чём не думая. «Лишают энергии и многие ошибки, происходящие из-за непрофессионализма людей, от которых многое зависит. Нарушают сроки и договорённости. Приходится контролировать каждый шаг: а вы подготовили документы, отдали их в департамент? Ни о чём не оповещают. У меня за всё время не было ни одного входящего вызова. Всегда звонила я, хотя обещали позвонить мне», — переживает Оля. Сила терпения Оля Аввакумова считает себя целеустремлённым человеком, но признаётся, что не целеустремлённость помогает достичь результата, а терпение. Терпеливости она научилась ещё в детстве, совмещая учёбу в обычной школе и школе искусств. «Был очень плотный график, тем более для ребёнка, но мне нравилось. Утром – школа. Потом обед и занятия хореографией до позднего вечера. Сделаешь уроки и ложишься спать. И так почти каждый день, — говорит она. — Нас очень жёстко воспитывали. Это касалось и внешности, и подхода к делу. Дети ведь часто поправляются за каникулы, а нам приходилось держать форму. Было так: если ты растолстела, вставай в последнюю линию. Я воспринимаю эти слова как метафору до сих пор и слежу в широком смысле за собой, потому что не хочу быть в последней линии». Оля Аввакумова из тех людей, кто сочетает в себе несочетаемое. У неё большое, почти безграничное терпение, но в то же время мягкий характер и хрупкость. Такой издательница была всегда. Даже в школе, когда приходилось бороться с нападками одноклассников и учителей. «Хотя я никого не оскорбляла и не провоцировала. Участвовала в олимпиадах, хорошо училась и выглядела. Но не нравилась им. Некоторые учителя относились предвзято. Только терпение и спасало. Мама тоже говорила: потерпи до выпускного, всё равно уедешь из Надыма (прим.ред. – родной город Ольги Аввакумовой). И я не отвечала на нападки, не тратила свои силы и нервы. Старалась не замечать», — рассказывает Оля. Фото: Ангелина Долгушина Чему не учат в университете «Я всегда хотела быть книгоиздателем. В 9 классе запланировала, какие экзамены сдам в 11 классе, чтобы поступить на издательское дело. Думала, приеду в Тюмень, получу образование и устроюсь работать в какую-нибудь редакцию. Я же не знала, как на самом деле здесь обстоят дела», — улыбается Оля. Справка: Ольга Аввакумова – выпускница кафедры издательского дела и редактирования Института филологии и журналистики Тюменского государственного университета. В настоящее время кафедра расформирована. В университете Оля Аввакумова столкнулась с тем, что большинство занятий ведут теоретики. Ей, как и другим студентам, говорили, что работать по специальности вряд ли получится, ведь «региональное книгоиздание канет в Лету». Многие одногруппники отсеялись, но Оля, видя цель, не видела препятствий. Хотя на третьем курсе наступил период апатии, когда она не могла понять, где найти применение своим способностям. Однако диплом, тема которого была «Проект издания книги «Сказки дедушки Ивана» (издание приурочено к 100-летию регионального писателя Ивана Истомина. Пять сказок сборника из десяти были переизданы спустя 25 лет), помог определиться. «Я не знаю, почему нам, студентам, всё описывали в мрачных красках. Многих проблем не существует, если проанализировать рынок. Наверное, так говорили, потому что сами не были практиками. Иначе бы знали, как по-хорошему сделать и продвинуть издание, — уверена Оля. — В учебном процессе, чтобы потом у выпускников не возникало сложностей, должны соседствовать и авторы, и издатели, и дизайнеры. А нам дали теорию, но не дали инструментария». Фото: Ангелина Долгушина Оля считает, студентов нужно учить гибкости и коммуникабельности, чтобы и с депутатом могли договориться, и с руководителем издательства. Ведь авторы и книги нуждаются в продвижении. И не все писатели могут самостоятельно продвинуть себя и найти финансирование. Студентам важно объяснять именно эти жизненные аспекты, чтобы они не выпускались экзальтированными и оторванными от реальности специалистами. Продвижение книги «И до меня издавали региональных авторов, — говорит Оля. – Но зачастую книги не доходили до читателя, потому что, например, была плохая обложка. Сейчас люди искушённые, поэтому всё нужно доводить до профессионального уровня: дизайн, организацию встреч, продвижение в соцсетях». Оля ещё на этапе планирования думала о том, как будет продвигать книги – и первую, и вторую. Самое важное, в её понимании, создать качественный контент, как бы банально это ни звучало. Ещё одна составляющая успеха – быть открытым и честным. «Нужно постоянно и с энтузиазмом рассказывать о том, что ты делаешь, и нужно любить то, что ты делаешь. И делать это не вопреки, не назло, не для того, чтобы кому-то что-то доказать или из чувства мести, — убеждена издательница. – Люди всё чувствуют. Я вот издаю книги, потому что мне нравится находить хороших авторов и популяризировать их творчество». Фото: Павел Статных Книгу «Каким он был – певец Ямала? Воспоминания детей Ивана Истомина» можно увидеть на полках магазина «Знание» или найти у самой Оли. Тюменская издательница считает, что авторам не всегда удобно продавать книги через посредников, тем более, если их несколько. Магазин – посредник. Издатель – тоже посредник. Все должны быть профессионалами. «То, чем я занимаюсь – это реальное руководство к действию для других: найди интересное произведение, собери команду, продумай стратегию, зайди в общественную молодежную палату при Тюменской областной Думе, прояви себя, пройди бюрократическую историю с Советом по книгоизданию при правительстве области, познакомься с депутатами. И так у тебя будет шанс издать книгу», — говорит Оля. Я – не творческий человек Некоторые считают, что книгоиздание – сплошное вдохновение и волшебный процесс. Но Оля Аввакумова уверена в обратном: с реальностью эти слова почти ничего общего не имеют, потому что ты всегда зависим от жёстких сроков, даже если речь идёт о книге сказок. Себя тюменская издательница считает творческим человеком лишь на половину. Остальные 50% занимает менеджент. Любой вид деятельности, убеждена тюменка, требует дисциплины, будь то книгоиздание, хореография или журналистика. Фото: паблик «Девушка с жемчужной серёжкой» | VK Тем не менее, даже в таком структурированном деле как книгоиздание не обходится без волшебства. «В 22 года, когда издавала первую книгу, я познакомилась с инвестором. Точнее – он связался со мной, прочитав о моей деятельности в газете. Впоследствии этот человек спонсировал работу художницы для книги «Сказки дедушки Ивана». Но сначала задал много неудобных вопросов, — рассказывает Оля Аввакумова. – Наверное, специально провоцировал. Спрашивал, кто я такая, чтобы издавать, кому вообще будет интересна эта книга и кто её купит. Хотел приблизить меня к реальности». О будущем Иногда Оля задумывается об открытии своего издательства, но понимает, что пока не готова идти на риск. «Если заниматься всерьёз, нужен стартовый капитал. И, конечно, ты будешь больше вкладывать, чем получать. Пока мне комфортнее заниматься книгоизданием в проектной форме и находить деньги только на одну конкретную книгу. Заниматься несколькими книгами одновременно, содержать всё, контролировать совершенно другие обороты… Я в этом разбираюсь, но не уверена, что это моё», — говорит она. Тюменка считает, что самое главное – найти достойное произведение и грамотно его преподнести. Если книга хорошая, она в любом случае дойдёт до своего читателя, в каком бы городе её не издали. Сейчас Оля отдыхает и думает, какие ещё проекты запустить в ближайшем будущем. В планах – приступить к третьей книге. «Авторы живут в 1,5 часах езды от Тюмени. Пока это всё, что могу рассказать. Я никогда не анонсирую заранее», — улыбается Оля, перелистывая «Воспоминания детей Ивана Истомина». Жизнь удивительная штука. И в этом Оля Аввакумова убеждается каждый раз, глядя на результат своей работы. «Всегда удается сделать и получить больше, чем ожидал», — говорит она. Фото превью: пресс-служба Тюменского регионального отделения партии «Единая Россия»

Никаких сердечных приступов: мифы и реальность издательского дела в Тюмени
© Уральский меридиан