Ещё

Российское тяжелое машиностроение всё увереннее чувствует себя на внутреннем рынке 

Российское тяжелое машиностроение всё увереннее чувствует себя на внутреннем рынке
Фото: Профиль
Российское тяжелое машиностроение всё увереннее чувствует себя на внутреннем рынкеВ машиностроительном секторе по-прежнему наблюдается сильная волатильность: предприятия показывали неравномерный результат. В 2018 году, по данным Росстата, рост выпуска товарной продукции составил 1,2%, годом ранее этот показатель был на уровне 5,6%. Наихудший результат показал сегмент сельскохозяйственной техники. В то же время транспортное машиностроение увеличило объемы производства продукции на 33%. Особенно удачным год оказался для , которое реализовало товаров и услуг на 44% больше, чем в 2017 году, значительный рост показателей по итогам года ожидали и «Уральские локомотивы» (совместное предприятие компании «Синара» и ).
2018 год стал переломным и для отрасли тяжелого машиностроения — впервые с момента создания подконтрольная ГК «УЗТМ-Картэкс», специализирующаяся на выпуске горного оборудования, вышла в безубыточную зону и значительно нарастила долю в своих традиционных сегментах: на рынке канатных экскаваторов — до 77%, дробильно-размольного оборудования — до 50%. К такому результату компания шла четыре года.
Питер–Екатеринбург — поехали!
Дивизион горного оборудования Газпромбанка был сформирован в 2015 году, распоряжение о его создании подписал председатель правления Газпромбанка . В группу компаний «УЗТМ-КАРТЭКС» вошли ведущие производители горного оборудования — Уралмашзавод (УЗТМ, ) и «ИЗ-Картэкс им. П. Г. Коробкова» (). Чуть позже к ним присоединилось ООО «ОМЗ–Литейное производство» (Санкт-Петербург), которое сейчас обеспечивает предприятия группы крупнотоннажными и крупногабаритными отливками.
Вопрос импортозамещения в сегменте горного оборудования на тот момент стоял остро: риск монополизации рынка иностранными производителями ставил под угрозу базовую отрасль экономики — добычу полезных ископаемых. Технологическое отставание, потеря связи с рынком, которые возникли в результате длительного отсутствия постоянной производственной загрузки, не позволяли российским производителям в полном объеме конкурировать с зарубежными поставщиками.
Создание успешного промышленного кластера по производству техники для добычи и переработки полезных ископаемых — такую стратегическую цель поставил перед руководством управляющей компании «УЗТМ-Картэкс» председатель правления Газпромбанка Андрей Акимов. Он лично контролирует ход реализации проекта, регулярно проводит совещания по вопросам развития компании и ее финансово‑экономического состояния.
Утвержденная им концепция развития компании предполагала три основных направления работы: концентрацию работы в целевом сегменте, фокус на рост контрактации и изменение принципов работы с внешним рынком, а также повышение эффективности производства, в том числе за счет внедрения современных технологий и оптимизации процессов.
Перезагрузка
Процесс возвращения предприятий группы на рынок начался с модернизации производственных мощностей: технологическое отставание не позволяло обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции. В общей сложности Газпромбанк инвестировал в переоснащение, ремонты цехов и бытовых помещений, информационные технологии, разработку новых видов продукции более 10 млрд руб. В 2017 году на питерском предприятии завершилась масштабная инвестиционная программа, в рамках которой значительно обновлен станочный парк, приобретено более 20 единиц оборудования мировых производителей: Mori Seiki, Liebherr, Skoda, Zayer, Gleason Pfauter, Hermle, Sirmu, Niles, Weiler, Pietro Carnaghi, WFL, IGM и др.
На Уралмашзаводе процесс техперевооружения начался в 2015 году, с запуска нового цеха термообработки, но основной этап реконструкции ведущих площадок — механообрабатывающего и сварочного производств стартовал в конце 2017 года. Общая стоимость инвестиционной программы оценивается почти в 2 млрд руб.
Для сварочного производства приобретены современные машины и сварочные аппараты с новейшими системами управления. Для механообрабатывающего производства — одной из основных площадок УЗТМ — закуплено пять новых современных станков. Первый из них — Рама Speedram 1000 — уже введен в эксплуатацию, монтаж еще четырех центров от мировых производителей Pama, Pietro Carnaghi и Safop завершится через месяц.
Как отмечают на УЗТМ-КАРТЭКС, ввод в эксплуатацию нового оборудования с полностью автоматическим управлением позволяет решить главную задачу — сделать качественный технологический рывок: внедрение современных технологий дает возможность значительно повысить качество продукции, снизить трудоемкость работ и себестоимость, увеличить производительность труда. Первые результаты перевооружения — рост производительности на 67%, сокращение срока изготовления экскаваторов с 12 до 5 месяцев. По словам генерального директора ГК «УЗТМ-КАРТЭКС» Яна Центера, перестройке подходов к работе с внешним рынком уделяется не меньшее внимание, чем вопросам по переоснащению производства.
Следуя потребностям заказчиков, в 2018 году УЗТМ выпустил на рынок сразу несколько новых продуктов. Так, прошлым летом Уралмашзавод изготовил и отгрузил на  (сырьевой актив ) первую в своей истории шахтную подъемную машину, став единственным в России производителем такого типа оборудования. Запуск установки, которая в настоящее время монтируется на площадке комбината, запланирован на август. Емкость рынка ШПМ в 2018 году оценивалась более чем в 5 млрд руб.
В прошлом году изготовлен и отгружен на площадку заказчика — ЗАО «Стройсервис» — первый в России гидравлический экскаватор УГЭ‑300, который в скором времени будет введен в опытно-промышленную эксплуатацию. Объем российского рынка гидравлических экскаваторов — 9 млрд руб., и он был распределен между иностранными поставщиками.
Одновременно УЗТМ расширяет и продуктовые линейки в традиционных для завода сегментах. Разрабатывая новые модели экскаваторов, он ориентируется на потребность горняков в высокопроизводительном оборудовании: в конце декабря в промышленную эксплуатацию на Краснобродском разрезе (входит в УГМК-Холдинг) введен карьерный гусеничный экскаватор ЭКГ‑35 с объемом ковша 35 м3. Ранее экскаваторы такого класса были представлены на рынке только зарубежными машинами.
Новая продукция оказалась востребованной на рынке: в производство запущены еще два ЭКГ‑35 для «Кузбассразрезугля», портфель заказов на шахтные подъемные установки сформирован до 2021 года — в течение двух лет УЗТМ произведет для предприятий УГМК-Холдинг шесть машин разных модификаций и типоразмеров.
«Руководство Газпромбанка последовательно в решении вопросов вывода предприятий группы на качественный уровень. Инвестирование в модернизацию производства, разработку новой техники — важный процесс, от которого зависит благополучие заводов, бесперебойность их работы», — говорит Ян Центер.
По его словам, роль Газпромбанка не ограничивается только финансовыми вложениями в развитие предприятий. Предоставленные акционером коммуникационная площадка для выстраивания диалога с клиентами и инструменты контрактного финансирования позволили значительно нарастить контрактацию в целевом сегменте и, как следствие, обеспечить полную загрузку производственных мощностей на всех трех площадках.
На одной волне с клиентом
Размещая заказы на российских предприятиях, УГМК-Холдинг под руководством развивает отечественное машиностроениеУГМК-Холдинг
Как отмечают в УЗТМ-Картэкс, новая модель взаимоотношений с заказчиками оборудования себя оправдала, и наряду с ростом объемов выпуска товарной продукции важным показателем восстановления доверия к отечественному машиностроению стали совместные разработки новой техники специалистов УЗТМ и клиентов, принимавших непосредственное участие на всех этапах проектов.
При содействии специалистов ЗАО «Стройсервис» создавался первый в России гидравлический экскаватор. Благодаря (входит в ) в портфеле «интеллектуального оборудования» Уралмашзавода в 2016 году появились конусные дробилки с полностью автоматическим режимом управления.
Но самый большой опыт совместных разработок с российскими машиностроителями у предприятий УГМК-Холдинг: Гайский ГОК готовится к запуску первой ШПМ, УК «Кузбассразрезуголь» стала первым заказчиком таких знаковых для горнодобывающей промышленности и тяжелого машиностроения моделей, как ЭКГ‑18 и ЭКГ‑35.
«Мы очень благодарны за помощь и поддержку руководству УГМК-Холдинг, его генеральному директору Андрею Анатольевичу Козицыну и коммерческому директору Игорю Геннадьевичу Кудряшкину. Для нас УГМК-Холдинг — это не просто самый крупный заказчик техники УЗТМ, это наш ключевой партнер, который делится с нами компетенциями, опытом, знаниями, помогает создавать и выводить на рынок новейшие образцы машин, востребованные рынком», — отмечает Ян Центер.
Представители горнодобывающих компаний уверены, что потенциал у российского тяжелого машиностроения есть. «Конструкторы Уралмашзавода стараются учитывать все пожелания и требования, которые предъявляют специалисты нашей компании, имеющие богатый опыт эксплуатации различных экскаваторов как российского, так и зарубежного производства», — говорит Игорь Кирилов, начальник энергомеханического департамента АО «УК „Кузбассразрезуголь“. По его словам, совместно созданный ЭКГ‑35 „показал себя с лучшей стороны“ еще во время опытно-промышленной эксплуатации.
Анатолий Ноздряков, менеджер по проектам управления производства концентрата и окатышей „Карельского окатыша“, отмечает, что в последние годы Уралмашзавод заметно повысил внимание к клиентам, проводит постпродажное сопровождение своей продукции. „Качество дробилок производства Уралмашзавода нас устраивает. Основное его преимущество перед зарубежными поставщиками — надежность оборудования при меньших эксплуатационных затратах“, — говорит Анатолий Ноздряков.
Круг заказчиков группы растет. Первые дробилка и шаровая мельница с маркой УЗТМ будут поставлены западносибирскому горнорудному подразделению , „ИЗ-Картэкс“ начал прямые поставки крупнейшим предприятиям Монголии. В 2017 году первые два экскаватора ЭКГ‑20 приобрело ОАО ХК „СДС-Уголь“, и уже в июле 2018 года компания заявила о высокой производительности машин: объем экскавации на разрезе „Первомайский“ достиг 721 тыс. кубометров горной массы в месяц. Сейчас СДС-Уголь и УЗТМ ведут переговоры о поставке еще нескольких единиц техники. „Новые партнеры — всегда новый опыт, очень ценный для нас. В СДС-Уголь эффективно выстроена вся цепочка управления и, как результат, правильно организованные горные работы, что позволяет нашим машинам демонстрировать стабильно хорошие результаты производительности и обеспечивает высокий КТГ экскаваторов. Без сомнения, большая заслуга в этом президента компании “, — отмечает глава УЗТМ-Картэкс.
По его словам, сегодня предприятия УЗТМ-Картэкс обеспечивают техникой почти все крупные горнодобывающие компании России. В условиях постоянного спроса и наличия стабильной загрузки мощностей компания сосредоточится на решении таких важных задач, как повышение качества машин и развитие системы сервисного обслуживания — именно этого ждет от своего машиностроительного дивизиона руководство Газпромбанка.
»Мы благодарны всем нашим заказчикам, которые верят в потенциал российского машиностроения, рекомендуют отечественную технику коллегам. Их уверенность в наших возможностях, компетенциях придает нам силы, уверенности в себе. И мы стараемся соответствовать их ожиданиям», — отметил Ян Центер.
В детских завтраках нашли токсины: чем они опасны
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео