Войти в почту

В Екатеринбурге разыгрывается противостояние вокруг строительства церкви в честь покровительницы уральской столицы

Фонд святой Екатерины В Екатеринбурге разыгрывается противостояние вокруг строительства церкви в честь покровительницы уральской столицыЧерез 4 года, в 2023 м, третий по значимости город страны Екатеринбург будет отмечать свое 300 летие. Для того чтобы достойно встретить эту дату, еще два года назад был создан Фонд святой Екатерины, который основали несколько крупнейших предприятий региона – Уральская горно-металлургическая компания (УГМК), Русская медная компания, Уралмаш и другие. Основные задачи фонда – продвижение Екатеринбурга в качестве духовной и культурной столицы Урала, подготовка к празднованию 300 летия Екатеринбурга и поддержка городских общественных инициатив и проектов культурной, духовной и просветительской направленности. Среди инициатив фонда появилась и такая масштабная, как возведение в центре города храма святой великомученицы Екатерины – ведь именно в честь нее назван Екатеринбург, да и первая церковь в городе была названа в честь святой. Екатеринбуржцы всегда считали Екатерининскую церковь главной, однако в 1930 году, в период активной антирелигиозной кампании, прежний собор святой великомученицы Екатерины был снесен. Причем старожилы рассказывают, что разрушить собор взрывом с первого раза не удалось, – демонтаж шел еще несколько недель. По сути, город тогда лишился храма в честь своей небесной покровительницы. Те безбожные времена давно ушли, но, как показывают последние события, видимо, еще не окончательно. В 2010 м у тогдашнего губернатора Свердловской области Мишарина появилась идея восстановить Екатерининский храм в Екатеринбурге в первозданном виде и на прежнем месте. Однако оппоненты губернатора из городской администрации начали настоящую политическую войну против этого проекта с подключением широких народных масс и активистов атеистов. В результате идея строительства была отложена. Вновь к ней вернулись в марте 2016 года – тогда появилась информация об инициативе постройки храма святой Екатерины на Городском пруду. В городе тут же возник оппозиционный «Комитет Городского пруда», члены которого выступали против застройки. Еще через год уже под эгидой Фонда святой Екатерины было принято решение о строительстве на площадке перед Театром драмы. Был разработан проект главной церкви города в старорусском стиле – очень дерзкий и монументальный по замыслу. Проект понравился и экспертам, и чиновникам, представители бизнес-сообщества, входящие в Фонд святой Екатерины, выделили деньги на строительство. Никаких протестов не было почти год, до тех пор, пока градостроительный совет при губернаторе не утвердил проект. И вот тут-то активная общественность вдруг оживилась – на скорую руку было создано «движение» в защиту сквера, члены которого регулярно выходили с акциями по «обниманию сквера». Выходили, как правило, несколько десятков экзальтированных молодых людей. Воспринимались эти полутеатральные действия как экзотические флешмобы. Суть претензий молодых «храмоборцев» состояла в том, что, во первых, «религия – это опиум для народа», а во вторых, при строительстве храма пострадает 20 деревьев из сквера, которые придется спилить. Аргумент властей, что вместо этих 20 деревьев будет высажено 120, никакого влияния на бунтующую общественность не оказал. С самого начала протестных акций в них четко прослеживался карнавально-тусовочный характер, особенно после того, как в сквере появились совсем уж «отмороженные» персонажи – адепты пародийной религии – пастафарианства. Это такие альтернативные люди, как бы верующие в придуманного ими Летающего макаронного монстра. Несколько пастафарианцев пришли к Театру драмы в своих традиционных головных уборах – дуршлагах и с плакатом «Сквер – наша святыня. Веруем, ибо абсурдно! Спаси и накорми!». Горожане и блюстители порядка к этой публике отнеслись с соответствующим юмором. Однако последующие события вокруг места строительства храма стали развиваться уже не так весело. По отношению к проекту город разделился на две неравномерные части. С одной стороны – здравомыслящее большинство: в общественных обсуждениях будущей стройки приняли участие 3309 человек, поддержали проект 3107 человек, против высказались 192. Свою поддержку высказали известные люди Екатеринбурга – музыканты Владимир Шахрин и Вячеслав Бутусов, хоккеист Павел Дацюк и многие другие. 17 марта в сквере на месте будущего храма был проведен молебен, на котором собрались 10 тысяч человек. С другой стороны – агрессивное меньшинство, состоящее из молодых людей неопределенных профессий, профессиональных оппозиционеров и прочей праздной публики, соскучившейся по «движухе» на открытом воздухе. Те самые, которые, выражаясь образно, «за любой кипеж, кроме голодовки». Все эти «неравнодушные» граждане «с прекрасными лицами» (согласно популярному либеральному мему) стали регулярно собираться на месте будущей стройки и выражать свое возмущение. 7 апреля там прошла довольно многочисленная акция под названием «Перекличка», на которую собрались пара тысяч возбужденных граждан, – они бродили по скверу, скандировали лозунги, выкрикивали проклятия, в воздухе стояла нецензурная брань. Среди собравшихся были замечены представители местных оппозиционных движений, которым, судя по всему, никакого дела до злополучного сквера до сих пор не было, просто историю вокруг храма они решили использовать для повышения собственной политической капитализации. По крайней мере, в местных СМИ руководитель протестной группы «храмоборцев» «Парки и скверы Екатеринбурга» Анна Балтина честно заявила: «Это уже не спор о месте для храма – это гражданская война». Судя по всему, термин «гражданская война» прозвучал не случайно, а вполне осознанно, поскольку еще в марте после молебна местный топ-медиаменеджер Ринат Низамов сделал провокационное заявление: «Екатеринбург в ближайшие месяцы станет горячей протестной точкой на карте России, потушить которую будет непросто. Это уже не веселые обнимашки. Это война, которая вот-вот перерастет в вооруженный конфликт». Вторя Низамову, некоторые либеральные аналитики поспешили увязать акцию, проходившую 7 апреля, с другой, которая случилась в те же дни в Архангельске, где народ вышел на улицу с протестом против «мусорной реформы». Последние новости из взбудораженной столицы Урала – в центре города появился плакат с Лениным, который делает неприличный жест средним пальцем и матерно ругается. Правда, на английском языке. Автор плаката – местный андеграундный художник по кличке Nervf разъяснил в интернете, что таким образом он посылает привет тем, кто собрался строить храм возле театра. Как мы видим, ситуация переходит в какую-то новую, близкую к шизофренической, стадию, когда культурный и духовный проект вызывает у определенной части жителей города-миллионника вспышку агрессии и нездорового креатива, а местные политиканы занимаются откровенным кликушеством и пытаются выжать максимальные дивиденды из этой ситуации. Понятно, что Екатеринбург – город специфический и противоречивый. Не случайно здесь в 1918 м по приказу местных властей был расстрелян бывший российский император с семьей, а сегодня центр города украшает монументальный Ельцин-центр, посвященный бывшему руководителю страны, к которому у граждан страны куда больше претензий, чем к Николаю Второму. Да и народ уральский, как ни крути, особенный и ершистый. С одной стороны, да – Екатеринбург подтвердил статус города, где можно свободно выражать свою позицию, и это достойно уважения. Но, с другой стороны, возникает очень странная историческая аллюзия: вроде бы все эти «храмоборцы с прекрасными лицами», как правило, в массе своей люто ненавидят советский период нашей истории и считают себя людьми продвинутыми и современными, но методы их мало чем отличаются от методов тех экзальтированных безбожников 30 х годов, которые снесли до основанья прежний храм Екатерины. Одно слово – противоречивый город… Остается только надеяться, что сложный для некоторых неокрепших голов весенний период пройдет, страсти все же улягутся, а в центре уральской столицы через 4 года появится новая архитектурная и духовная достопримечательность.

В Екатеринбурге разыгрывается противостояние вокруг строительства церкви в честь покровительницы уральской столицы
© Профиль