Войти в почту

Путешествие в Орловское полесье к истоку Оки

Сегодня приведу небольшой фоторассказ о путешествии на Орловскую землю погожими осенними октябрьскими деньками. Мы посетим исток реки Оки, полюбуемся пейзажами Орловского полесья и немного прогуляемся по городу Орлу. Путешествие началось 19 октября с фирменного поезда Москва — Орёл и орловского железнодорожного вокзала. На первый день была запланирована поездка в Орловское полесье: путешествие в деревню Девять дубов, в окрестностях которой, согласно легендам, произошло сражение Ильи Муромца и Соловья разбойника. Деревня Девять дубов находится в 80-ти километрах к западу от Орла примерно на полпути до Брянска недалеко от станции Одринская ж/д ветки Орел — Брянск. До станции Одринская добирались вот на таком симпатичном дизель-поезде, автомотрисе АЧ-2. Станция Одринская — глухой полустанок посреди бескрайних полей российского Черноземья. Начальник станции и ещё один колоритный местный мужик, для которых приезд любых гостей — всегда большое событие, с радостью подсказали, как добраться до Девяти Дубов. По дороге любуемся орловскими просторами. Девять Дубов — достаточно глухая деревенька. Местные знают легенду про Соловья и Илью Муромца, но точно место сражения, конечно, неизвестно, и никаких памятников этим событиям здесь нет. После Девяти Дубов мы прогулялись по орловским просторам около пяти километров до соседней деревни Большое Юрьево. Деревенские жители мало что смогли рассказать про Соловья и Муромца, зато поведали много интересного про генерала Цюрика — местного помещика, жившего здесь в конце XIX — начале XX века, с именем которого многое связано в этих краях, имя которого ассоциируется у большинства местных жителей с процветанием и благополучием их малой Родины. В деревне Большое Юрьево у Цюрика был громадный сад, усадьба, в самих Девяти Дубах — церковь и семейный склеп. Деревни процветали. А потом — коллективизация, раскулачивание, ещё чуть позже — война, не пощадившая этот край, долгие годы восстановления разрушенного, а потом — ещё один удар, перестройка и развал Союза, больно ударивший по многим провинциальным регионам. Прошло сто лет, но генерала Цюрика в окрестных деревнях по-прежнему помнят. Особенно интересно послушать рассказы старожилов, с помощью которых мы смогли отыскать фундамент церкви и остатки семейного склепа генерала. Когда-то был генерал Цюрик, а сегодня здесь разруха… Но осенняя природа, конечно, великолепна! Кое-где работает техника. После посещения деревни Большое Юрьево, где когда-то была усадьба генерала, мы пешком дошли до небольшого полустанка о. п. 75 км, откуда уехали обратно в Орёл на уже знакомом нам дизель-поезде Орёл — Брянск. Немного фотографий Орла. Центральная улица Орла проходит напрямик через весь город и называется на правобережье Оки — Московская, а на левобережье — Комсомольская. Панно на здании техникума. Памятник героям-комсомольцам. Солнечное октябрьское утро на центральной площади Ленина. Пешеходная улица (тоже имени Ленина), спускающаяся с центральной площади к историческому центру города. Набережная реки Орлик. Памятник Лескову. И некоторые его известные персонажи. Левша. Висячий пешеходный мост через Орлик. Стрелка Оки и Орлика. Мемориальный ансамбль в честь 400-летия Орла. И.С. Тургенев. Стрелка двух рек с другого берега: Во время Великой Отечественной войны город был оккупирован фашистами и подвержен сильным разрушениям. Орёл был освобождён 5 августа 1943 года в результате битвы на Орловско-Курской дуге. В честь освобождения Орла и Белгорода в Москве был произведён первый в истории Великой Отечественной войны артиллерийский салют. И снова мы на вокзале Орла, откуда в 13−00 отправились до станции Малоархангельск, расположенной в 80 км к югу на границе с Курской областью. Оттуда нам предстояло пройти около семи километров до истока Оки. Преодолев 80 километров на электричке, выходим на ж/д станции Малоархангельск. Сам посёлок Малоархангельск, райцентр Орловской области, расположен в десяти километрах отсюда, а тут — небольшая пристанционная деревенька. Мы примерно знали, как добираться до истока Оки, но для верности всё же решили уточнить у местных. Так и есть — надо выйти на правую от Орла и Москвы сторону железной дороги и идти 5 км через поля и пашни (тут хорошие ориентиры — прямо по ходу заброшенная водонапорная башня, справа по ходу — деревня Очки) до пересечения с асфальтированной дорогой, ведущей в деревню Александровка. На этой дороге, немного не доходя Александровки, находится указатель на исток Оки. Ещё пара сотен метров — и вы у цели. Всего от ж/д станции до истока — около семи километров. Просторы Орловщины. Путь неблизкий, но в хорошую погоду и в хорошей компании доставляет истинное удовольствие. Деревня Очки (ударение на первый слог) — названа так в честь берущей здесь начало небольшой речушки Очки, самого первого притока Оки, правой её ветви. Собственно, по карте речки почти одинаковы, но Очка всё же считается притоком, а исток главной реки — ключ возле деревни Александровка. Туда мы и направляемся… Глядя на изумрудно-зелёное разнотравье и ещё цветущие ромашки никак на верится, что на дворе — конец октября, и через неделю-другую вполне может лечь снег. Кое-где грязновато. :) Примерно через час пути выходим на асфальтированную дорогу и поворачиваем налево. Еще пара километров — и мы у цели. Вот в этой уютной рощице берёт своё начало красавица Ока — крупнейший правый приток Волги, воспетая художниками и поэтами одна из самых красивых рек России, которую К. Г. Паустовский назвал «самой русской из всех наших рек». Исток реки Оки является заповедным местом и отнесен к природным памятникам Орловской области. Часовня. Исток Оки в своё время был освящён патриархом Алексием. У начала тропы, ведущей к источнику, путников встречают вырезанные из дерева сказочные персонажи. Со склона ложбинки в заботливо подставленные ладони бьёт заповедный ключ. Вот он — исток Оки! Друзья-путешественники на истоке. У истоков Волги и Москвы-реки сооружены символические первые мостики через эти великие реки. У истока Оки подобного нет, зато через 100 метров пути речушку пересекает дорога, через которую устроен не декоративный, а самый настоящий действующий мост, точнее труба. :)) Самый первый «мост» через реку Оку. :)) Вскоре за первым «мостом» на Оке устроена первая плотина и первое водохранилище — вот такой симпатичный пруд. Смеркалось. Немного перекусив перед обратной дорогой, прощаемся с дивным заповедным местом и двигаемся в обратный путь… Вечерело. Солнце склонялось к горизонту, окрашивая всё вокруг в мягкие золотистые тона. Вдаль уходила дорога… …а мы решили немного срезать обратный путь и пройти пешком напрямую через поле. На обратном пути совершенно случайно наткнулись на ещё одно интересное место, расположенное у края поля вблизи защитной лесополосы — две большие воронки в земле, а рядом — покосившаяся деревянная часовенка. Что это такое — следы войны, или ещё что-то — мы могли только предполагать. В окрестных деревнях наверняка знают истину, но нам надо было двигаться к станции. Солнце скрылось за горизонтом, наступили сумерки, а вскоре — тёмная звездная ночь. До курского поезда на Москву оставалось ещё несколько часов, проводить которые на глухой остановке бессмысленно, поэтому решили расположиться прямо в поле — в ложбинке, километрах в двух от станции. Разожгли костёр, достали из рюкзаков остатки провианта — настоящая походная романтика! Так хотелось встать здесь на ночлег с гитарой и палатками. В 23−45 курский фирменный поезд «Соловей» с грохотом подошёл к заброшенной средь полей маленькой станции. Едва ли не на ходу садимся в вагоны, и практически сразу же засыпаем. Интереснейшая экспедиция в дивный край Черноземья осталась позади… Сегодня мы побывали на истоке Оки. А устье Оки, где она сливается с Волгой, как известно находится в Нижнем Новгороде. От этого крошечного ручейка на границе Орловской и Курской областей до места встречи с Волгой Ока пробегает долгий путь — 1500 километров. По Оке ходят большие туристические двухпалубные теплоходы, организуются многодневные круизные маршруты… Тем, кто не читал, приведу ниже две ссылки про два своих поста, связанных с Окой. Один — про Нижний Новгород, где Ока впадает в Волгу, а другой — про небольшой речной круиз по Оке.