Иммануил Кант: "Звездное небо над головой и моральный закон внутри нас…"

Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 года в городе Кёнигсберге (ныне Калининград), расположенном на берегу Балтийского моря в Восточной Пруссии. Он родился в бедной и набожной семье шорника, и воспитание его имело строгий религиозный характер в традициях распространенного тогда пиетизма. В пиетизме большинство внимания уделялось личной вере человека. Из этого следовало, в частности, внутреннее приятие и строжайшее соблюдение нравственных правил. Неприязнь к сухой религиозности осталась у Канта до конца его жизни, однако он все же воспринял очень многое из пиетистских взглядов, в частности приверженность простой жизни и строгую внутреннюю мораль. Кант был четвертым ребёнком в семье и вторым по возрасту, имея трех сестер и одного брата. Основное влияние на него в детстве, без сомнения, оказала мать, бывшая совершенно необразованной крестьянкой. Однако при этом она обладала, по словам окружающих, "врожденной мудростью". Она поощряла любознательность и фантазию юного Иммануила, стараясь дать сыну качественное образование. Кант до конца своей жизни отзывался о ней с огромной благодарностью и уважением. С не меньшей любовью он относился к отцу, изготавливающего, как и его дед, конские шоры. В воспоминаниях Кант отмечал, как однажды случился торговый спор между двумя ремесленными цехами – шорников и седельщиков. Отец будущего философа понес большие потери, однако не проронил ни одного резкого слова о тех, кто причинил ему эти убытки. От отца же к Канту перешла и любовь к труду. Мать умрет в 1737 году, когда Канту будет всего лишь 13 лет, а отец – в 1746, когда Иммануилу исполнится 22 года. Иммануил Кант в молодые годы. Фото: borromeoseminary.org С 8 до 16 лет Кант посещал местную пиетистскую гимназию по совету пастора Франца Альберта Шульца, в число прихожан которого входила и семья Канта. Плохое здоровье мешало Иммануилу в занятиях, но выручали его сообразительность и хорошая память. На протяжении ряда лет он шёл одним из лучших учеников в школе, закончил же её вторым. После окончания школы он поступил в Кёнигсбергский университет. В нём было 3 "высших" факультета – богословский, юридический, медицинский – и один "низший" - факультет философии. По воле тогдашнего короля Пруссии Фридриха-Вильгельма I, студенты могли числиться только на одном из "высших" факультетов, так как был интерес к людям государственной службы. Достоверно неизвестно, какой факультет выбрал юный Кант, множество биографов склоняются к теологии, так как на этом, скорее всего, и настаивали его родители. В начале обучения Кант сильно бедствовал, отец тогда еле-еле сводил концы с концами, но юноше помогала сперва местная церковь и богатые однокурсники. Бывало, что в трудную минуту Канту приходилось брать у однокашников одежду и обувь, утешая себя афоризмами: "Я стремлюсь подчинить вещи себе, а не себя вещам". Некоторые исследователи пишут, что дядюшка Рихтер – родственник по матери, успешный сапожник – взял на себя все расходы по публикации первого труда Канта "Мысли об истинной оценке живых сил" в 1749 году. Совсем скоро теология наскучила юному Иммануилу, и он начал увлекаться физикой и естествознанием, которые не преподавали в гимназии. Он прочёл Ньютона, тексты которого позволили ему увидеть науку и все её колоссальные открытия. В дальнейшем именно Ньютон вдохновит его на написание своей космогонической гипотезы происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности. Университет занял у Канта 7 лет жизни. В 1747 году он был вынужден покинуть Кёнигсберг, не защитив магистерскую диссертацию. Из-за смерти отца Кант и пять его младших сестёр остались без малейших средств к существованию. Младшим из них удалось попасть в семьи других пиетистов, а старшие стали работать прислугой. Кант тщетно пытался получить место преподавателя в гимназии и был вынужден уехать и зарабатывать на жизнь частным учителем в местных богатых семьях на протяжении следующих 9 лет. Он постоянно пересылал деньги своим менее удачливым сестрам и продолжал это делать на протяжении всей жизни. Однако же его отношения с ними разительным образом отличались от великодушия этого жеста. Все пять сестер Канта продолжали жить в его родном городе, но, несмотря на это, он избегал их на протяжении 25 лет. Когда же одна из сестер пришла навестить его, Кант её не узнал. Но после того, как ему объяснили, кто это, он принес свои извинения перед другими присутствующими за свою невоспитанность. Иммануил Кант. Фото: aktiffelsefebursa.org Будучи частным преподавателем в прусском захолустье, Кант приобрёл не только педагогические навыки. Он обрёл хороший житейский опыт, познакомился с бытом разных слоев общества и получил массу свободного времени для начала своих научных изысканий. За время частных уроков он издал две книги и две оригинальные статьи, которые сумели обратить на себя внимание. Однако же Кант всё ещё числился кандидатом и видел своё будущее именно в Кёнигсбергском университете в качестве преподавателя. Чтобы достигнуть этой цели, Кант защитил свою диссертацию и провёл открытый диспут по ещё одной диссертации, исследующей установленный Лейбницем принцип достаточного основания. Название этого диспута было следующим: "Новое освещение первых принципов метафизического познания, каковое сочинение магистр Иммануил Кант из Кенигсберга с разрешения высокого философского факультета будет защищать в публичной дискуссии в философской аудитории 27 сентября 1755 года от 8 до 12 часов утра на предмет принятия его в число членов означенного факультета. При этом респондентом выступит кандидат богословия Христофор Авраам Борхардт из Гейлигенбейля в Пруссии, а в качестве оппонентов - студент богословия Иоганн Готфрид Меллер из Кенигсберга, кандидат прав Фридрих Генрих Самуил Лизиус из Кенигсберга и кандидат прав Иоганн Рейнгольд Грубе из Кенигсберга". Диспут прошёл успешно, и Канту дали должность приват-доцента, то есть преподавателя, деятельность которого оплачивают сами студенты. А так как аудиторий зачастую не хватало, то многие преподавали дома. Вскоре после вступления в должность Кант провёл свою первую лекцию у знакомого профессора Кипке, который имел специальное помещение для занятий. Будучи ошеломленным неожиданном наплывом слушателей, которых не смог вместить зал, Кант растерялся и до перерыва говорил совершенно тихо и неразборчиво, и лишь после сумел совладать с собой. Таким было его дебютное выступление в качестве лектора. Преподавать Кант будет ещё 41 год. Практически все 15 лет в должности приват-доцента Иммануил Кант будет вести в основном лекции по математике и физике, публикуя множество научных текстов в совершенно разных сферах. Однако же его все более и более интересовала философия, и Кант прочел несколько трудов шотландца Давида Юма об эмпирической философии. Его задела мысль Юма о том, что основой всякого знания может быть исключительно опыт. Однако жесткий солипсизм того философа и множественные радикальные выводы было невозможно принять. Солипсизм - философская доктрина и позиция, признание собственного индивидуального сознания в качестве единственной и несомненной реальности и отрицание объективной реальности окружающего мира; крайняя форма субъективного идеализма. Юм утверждал, что восприятие человека основано лишь на последовательности его впечатлений, а значит, все плоды человеческого восприятия, будь то вещи, идеи или Творец являются всего лишь предположениями и лежат в плоскости веры. Андрей Нестеров. Работа "Кант". Фото: andrei.arts.in.ua Кант также чрезвычайно близко воспринимал Жана-Жака Руссо, чей романтизм, казалось бы, лежал в совершенно противоположной плоскости. Французский философ был совершенно неакадемичным, полагался на изложение с помощью ощущений и чувств, а не рациональной мысли. Все эти мыслители - Лейбниц, Ньютон, Юм, Руссо – были частью одного целого, идеи которых Кант в дальнейшем трансформирует в своих "критиках" и перевернет поле современной ему философии. 11 лет Кант подготавливал и формировал свою философию. Его жизнь сложилась, и её упорядоченность начала превращаться в присказки у жителей его родного города. По словам Гейне, Кант "вставал, пил кофе, писал, читал лекции, обедал и ужинал, прогуливался — и все в одно и то же время. И когда Иммануил Кант в своем сером плаще, с тростью в руке, появлялся у дверей своего дома и прогуливался по узкой улочке, засаженной липами (которая и сейчас называется "Прогулка философа"), соседи знали, что сейчас ровно половина четвертого. И так он прогуливался взад и вперед во все времена года, и когда было пасмурно или начинал накрапывать дождик, его старый слуга Лампе нервно семенил за ним с огромным зонтиком в руке, являя собой образец благоразумия". Он был безупречно воспитан, полон остроумия и идей, обладал блестящей эрудицией и никогда не болел. Все, кто с ним встречался, практически всегда подмечали его веселый нрав и хорошее настроение, несмотря на отстраненность от социальной жизни. У Канта никогда не было друзей, что он прекрасно понимал и не стремился ни с кем сблизиться всю жизнь. Его лекции обладали чрезвычайной популярностью, и Кант пользовался большим успехом в качестве преподавателя. Памятник Канта в Калининграде (его родном Кенигсберге) изображает философа во время вошедшей в легенды прогулки. Фото: dreamstime.com В 1769 году, который Кант воспринимал как переломный для себя, он читает недавно вышедшую книгу математика Л. Эйлера "Письма к немецкой принцессе". В этом произведении автор ставит вопрос о соотношении души и тела, отмечая, что эту разницу можно представить, но никак нельзя увидеть. Кант воспринимает идею выдающегося ученого, но трансформирует её: существуют предметы, которые можно видеть, но никак нельзя представить. В 1781 году Кант публикует свой первый знаменитый до сих пор трактат – "Критика чистого разума". На момент написания Кант практически полностью отказывается от идей Юма и обращает внимание на исследование познавательных возможностей разума, в отрыве от информации, полученной эмпирическим (опытным) путём. Он формулирует свой знаменитый тезис: "вещь в себе", означающий, что пространство и время – которые являются основой восприятия в опыте – на самом деле субъективны. Мы ничего не можем воспринять вне пространства и времени. Кант объясняет, что существуют различные "категории", которые мы воспринимаем исключительно с помощью нашего разума, не опираясь на чувства. Этими категориями являются качество, количество и отношение. Но мы никак не можем воспринимать мир без этих качеств. А тогда, соответственно, и не можем быть уверены в том, реальную ли вещь мы воспринимаем. В мире, который сформулировал Кант, в сфере трансцендентных предметов, лежащих за пределами нашего опыта, времени и пространства нет, поэтому, как писал советский и российский философ Арсений Гулыга: "Нелепо спрашивать, где находится бог и почему он не сотворил мир несколькими веками раньше". Титульный лист "Критики чистого разума". Фото: udivimka.fun Спустя 7 лет после публикации первой "критики" Кант создает "Критику практического разума". Опубликованную работу он посвящает этике в своей собственной системе. Кант пытается обнаружить основополагающий моральный закон. Он искал именно основу морали, не её содержание или вариации, а то, на чем она строится. В конце концов появился принцип, названный Кантом "категорическим императивом". Он представлял из себя изначальный принцип всех моральных поступков, их метафизическая основа и был сформулирован следующим образом: "Поступай только в соответствии с тем принципом, который для тебя имеет силу всеобщего закона". Тут Кант проводит параллель с долгом, в противовес страстям и эмоциям. Он приводит её в виде формы, которая не имеет морального содержания. Естественно, подобная этическая система имела множество пробелов и слабых мест, порой вступающих в логические противоречия. Труд Канта "Критика практического разума". Фото: libraryoftolstoy.tilda.ws Когда Канту было 58 лет, в 1790 году, он опубликовал последнюю часть своего триптиха – "Критику способности суждения". В ней затрагиваются, главным образом, вопросы эстетики, теологии и многие другие. Кант говорит, что искусство предшествует художнику, равно как сущее вокруг нас предшествует нам самим. Здесь он хочет снова найти изначальный принцип, который на этот раз делает возможным чувство прекрасного. И опять попадает на зыбкую почву различных человеческих вкусов и оценок. Он продолжает утверждать, что только благодаря цельности и взаимосвязанности природы возможна наука, что это особое априорное понятие. В последние 10 лет жизни Кант был поглощен огромной философской работой, которая должна была подытожить его систему априорных структур и помочь в использовании её в научном русле, с множеством пояснений, примеров и применений. Однако же 8 октября 1803 года Кант первый раз в своей жизни заболел. На протяжении четырех месяцев ему становилось всё хуже и хуже, пока он не скончался 12 февраля 1804 года. Гробница Иммануила Канта. Фото: antonprok.livejournal.com Иммануил Кант не верил в Бога, однако он восхищался окружающим миром, и весь мир помнит его знаменитую фразу: "Звездное небо над головой и моральный закон внутри нас наполняют ум все новым и возрастающим восхищением и трепетом, тем больше, чем чаще и упорнее мы над этим размышляем".

Иммануил Кант: "Звездное небо над головой и моральный закон внутри нас…"
© Ревизор.ru