«Цивилевский проект правительства Кузбасса воплощает мысли своего далекого предшественника Кислюка»
«Существующая схема представляется неэффективной и политически устаревшей. Фактически Сергей Цивилев занимает сразу две должности – губернатора (высшего должностного лица) и руководителя Коллегии Администрации Кемеровской области (высшего органа исполнительной власти). В современных условиях логичнее создать подотчетный губернатору орган исполнительной власти – обычно его называют правительство, туда включить министров – руководителей укрупненных органов отраслевой и специальной компетенции, а также 5-6 вице-премьеров, которые будут курировать блоки по отдельным направления деятельности. Напомню, что заместителей губернатора у нас в среднем 12-13, а при Тулееве доходило до 16 человек. Такое количество было обусловлено дроблением блоков – например, заместитель губернатора по здравоохранению курировал аналогичный департамент, хотя логика управленческого процесса подсказывает, что куратор социального блока должен нести ответственность за взаимодействие и эффективность 3-4 направлений. Да, есть такие сферы, которые сложно куда-либо включить – как внутриполитические процессы у руководителя аппарата губернатора. Но социальная сфера должна быть под одним вице-премьером, это мое твердое убеждение. При этом создаваемым министерствам стоит отдать больше самостоятельности в части планирования своей деятельности и распоряжения средствами областного бюджета. В регионах формы правительства различаются, но все равно имеется общее сходство: глава высшего органа исполнительной власти занимается экономикой, а губернатор выполняет политические и представительские функции, определяет стратегию развития региона. Обычно правительство субъекта Федерации подчинено губернатору, и он может отправить его в отставку и назначить нового председателя. Где-то для этого требуется согласие заксобрания. Можно так сформировать систему власти, что высшее должностное лицо ничего не потеряет, даже если передаст часть функций по управлению экономикой. Ведь главная функция губернатора по отношению к правительству – это подбор и расстановка кадров. Нынешние заседания коллегии обладминистрации – это рутина, где требуется постоянное внимание в массу вопросов. Там рассматривают огромное количество проектов нормативных актов. Проект правительства Сергея Цивилева - не первый в Кемеровской области. Он воплощает мысли своего далекого предшественника Михаила Кислюка, который был главной администрации региона с 1991 по 1997 год. И если бы Кислюк далее был главой, то он бы реализовал эту идею по создания правительства Кузбасса. Но поскольку в июле 1997 года главой был назначен, а в октябре 1997 года избран губернатором Аман Тулеев, он решил не ломать сложившуюся систему. Она его полностью устраивала: Тулеев сам возглавлял коллегию и одновременно являлся губернатором. Почему Тулееву нравился формат такого объединения должностей? Она имела много общего с ситуацией начала 1990-х годов, когда Тулеев был председателем облсовета с возложенными на него функциями председателя облисполкома. Он как человек советский любил руководить коллективом, а здесь был «коллективный разум» из 14-16 заместителей. Почему Тулеев отверг идею правительства? Могу только предполагать. Возможно из-за того, что на это хотел пойти Кислюк: все, что хотел Михаил Борисович, Тулееву не нравилось. Осуществлялась политика от противного. Тогда заменили и герб Кемеровской области, и вместо звания «почетный гражданин Кузбасса» ввели звание «почетный гражданин Кемеровской области». Теперь можно говорить, что мы входим в стадию унификации региональных режимов и если правительства есть почти везде в Западной Сибири, то почему его не должно быть в Кемеровской области?» Фото: РИА «Новости» / Алексей Дружинин.