Войти в почту

Они развалились: 7 памятников советской власти, которые мы не застали

С 19 по 26 апреля в Москве в третий раз пройдёт ежегодный фестиваль «Дни авангарда». Одним из его главных событий станет пешеходная экскурсия по местам, где когда-то стояли пропагандистские памятники ранней советской власти. Strelka Mag рассказывает о семи таких монументах и их непростых судьбах. Большинство из них быстро исчезло с улиц. Панно «Павшим в борьбе за мир и братство народов». Скульптор С.Т. Коненков (цветной цемент). Установлено в 1918 году. Демонтировано в 1948 году. Весной 1918 года Совет народных депутатов РСФСР выпустил декрет «О памятниках Республики». В этом документе Владимир Ленин, Иосиф Сталин и Анатолий Луначарский потребовали избавить города от памятников царской эпохи, «не представляющих интереса ни с исторической, ни с художественной стороны» и подготовить проекты новых монументов в честь Октябрьской революции. Этот декрет и последовавшая за ним кампания получили название «План монументальной пропаганды». Летом того же года большевики составили список личностей, которых собирались увековечить на улицах советских городов. Он состоял из 66 имен революционеров, мыслителей, поэтов, художников, артистов и композиторов. В перечень попали «демократические герои» из разных исторических эпох: от Спартака до Бакунина, от Брута до Салтыкова-Щедрина, от Сковороды до Врубеля. Установка памятников началась уже осенью 1918. За пять последующих лет в соответствии с Планом монументальной пропаганды в Москве появилось около 30 скульптур, барельефов и мемориальных досок. По воспоминаниям участников и свидетелей тех событий, они не произвели на москвичей положительного впечатления. К тому же памятники были изготовлены из дешевых материалов и потому были недолговечными. Большинство из них быстро исчезло с улиц. Карл Маркс и Фридрих Энгельс напротив Большого театра В ноябре 1918 года москвичам представили первые двенадцать пропагандистских монументов. Среди них была скульптурная композиция в честь Маркса и Энгельса, которую установили напротив Большого театра. На её открытии с торжественной речью выступил Ленин. Уже после смерти вождя народный комиссар просвещения Анатолий Луначарский вспоминал: «В Москве, где памятники как раз мог видеть Владимир Ильич, они были неудачны. Маркс и Энгельс изображены были в каком–то бассейне и получили прозвище “бородатых купальщиков”». Уже через месяц после открытия власти распорядились убрать монумент как антихудожественный. В 1961 году на той же площади появился новый памятник Карлу Марксу скульптора Льва Кербеля, сохранившийся до наших дней. Робеспьер в Александровском саду Памятник Максимилиану Робеспьеру стал первой серьезной работой скульптора Беатрисы Сандомирской. Четырёхметровая бетонная фигура французского революционера появилась 3 ноября 1918 года у грота в Александровском саду. Реакция на скульптуру была неоднозначной. Хотя Ленин и отозвался о ней благосклонно, профильная комиссия назвала работу неудовлетворительной. Монумент не простоял и пяти дней. Утром 7 ноября — в годовщину Октябрьской революции — москвичи увидели на его месте пустой постамент и груду мелких осколков. По одной из версий, во время дождя некачественный бетон пропитался водой, а ночью не выдержал заморозков и лопнул от давления льда изнутри. Позже Сандомирская предлагала восстановить свой памятник, но её идея никого не заинтересовала. Алексей Кольцов около Китайгородской стены Молодой скульптор Сергей Сырейщиков решил изваять фигуру поэта Кольцова по личным причинам: они оба родились в Воронеже. Памятник установили около Китайгородской стены 3 ноября 1918 года. Сергей Есенин читал на его открытии стихи. «К сожалению, как и другие монументы того времени, памятник был выполнен в гипсе и, конечно, долго не мог простоять. Но фотографические снимки его сохранились. Поэт сидит, задумавшись, склонив голову. Раздумье, но и сила; поэтичность и душевная чистота», — написано в одном из номеров советского журнала «Октябрь» за 1975 год. В 1919 году памятник демонтировали и отвезли в подсобное помещение Первого пролетарского музея. Сырейщиков получил задание сделать копию монумента из более крепких и качественных материалов. В конце марта скульптор приостановил работу и уехал в Воронеж на похороны родственника. Там он заразился тифом и умер, а «Кольцов» так и остался незавершенным. Михаил Бакунин у Мясницких ворот В 1919 году скульптор Борис Королев создал в наркомате просвещения РСФСР Комиссию живописно-скульптурно-архитектурного синтеза — Синскульптарх. Визуальным воплощением идей Королева стал памятник анархисту Михаилу Бакунину у Мясницких ворот. Восьмиметровая фигура, выполненная в духе кубофутуризма, имела форму нескольких разнонаправленных объемов, которые сталкивались друг с другом и образовывали динамическую пространственную композицию. «В течение долгого времени люди и лошади, ходившие и ездившие по Мясницкой, пугливо косились на какую–то взбесившуюся фигуру, закрытую из предосторожности досками. Это был Бакунин в трактовке уважаемого художника», — вспоминал Луначарский. Если верить легенде, зимой москвичи отодрали доски, прикрывавшие скульптуру, и пустили их на растопку печей. Открывшийся городу абстрактный «Бакунин», который к тому же держал в руках собственную голову, так сильно злил и раздражал людей, что власти снесли и уничтожили памятник. После этого случая Борис Королев завершил свои авангардистские эксперименты и обратился к социалистическому реализму. Жорж Жак Дантон на площади Революции Одним из самых необычных памятников эпохи монументальной пропаганды был установлен в честь героя Великой французской революции Дантона. Фактически это была огромная квадратная голова без тела или хотя бы шеи, которая лежала на постаменте с надписью DANTON. «Колоссальных размеров, квадратная голова Дантона, сложенная из плоскостей, скорее напоминала монстра и распугивала прохожих, пока Моссовет не снял и это чудовище», — пишет наша современница, историк Елена Лебедева. Проект скульптора Николая Андреева оказался для советской России слишком радикальным, а горожане в шутку сравнивали памятник с говорящей богатырской головой из поэмы Пушкина «Руслан и Людмила». По решению Моссовета Дантона всё-таки пришлось убрать. Монумент советской Конституции перед мэрией Обелиск в честь первой советской Конституции считался главным объектом Плана монументальной пропаганды. Осенью 1918 года его водрузили на старый постамент напротив здания Моссовета, оставшийся от снесенного памятника генералу Скобелеву. Каркас монумента был выложен из кирпича, а его поверхность покрывала смесь цемента и гранитной крошки, которая имитировала мрамор. Обелиск украшали фанерные картуши с текстом советской Конституции. Позже их заменили на бронзовые. 27 июля 1919 года обелиск был торжественно открыт во второй раз. Тогда к нему добавили бетонную статую Свободы скульптора Николая Андреева. Её голова напоминала неоклассическую маску, как у статуи Свободы в Нью-Йорке.Весной 1941 года памятник взорвали по решению московских властей. Уже после разрушения на площадь прибыли сотрудники Третьяковской галереи, которым удалось найти и сохранить лицо статуи Свободы. Вскоре на месте обелиска благоустроили сквер, а в 1954 году здесь появился памятник основателю Москвы Юрию Долгорукому. Степан Разин с ватагой на Красной площади План монументальной пропаганды изначально был максимально демократичен и не ограничивал скульпторов в выборе места, концепции и материалов. Например, Сергей Коненков создал на Красной площади целую композицию в память о казаке Степане Разине. Скульптор выполнил фигуру Разина и головы участников его ватаги из дерева и расставил их на площади. Идея заключалась в своего рода художественной «интервенции». Разин со своим отрядом захватывает Лобное место. Именно там он был казнён в 1671 году. Достичь желанного эффекта Коненкову не удалось. Фигуры были слишком маленькими, терялись на фоне огромного пространства Красной площади и походили на детские народные игрушки. Композицию пришлось убрать. Сейчас она хранится в Государственном Русском музее, а её варианты — в Третьяковской галерее. Любопытно, что уже в 1923 году, когда Москва выбирала личностей для наименования скверов и парков, имя Степана Разина в соответствующий список не попало. Разин был разбойником, а по мнению архитекторов, Грабёж и аналогичные преступления едва ли сочетались с образом новой интернациональной пролетарской столицы. Историю других памятников Плана монументальной пропаганды вы сможете узнать на экскурсиях 21 апреля. С 12:00 до 16:00 их будут проводить искусствоведы и историки, приглашённые галереей «На Шаболовке», объединением «Выставочные залы Москвы» и организаторами фестиваля «Дни авангарда». На Красной площади и в Александровском саду, а также на Театральной и Тверской площадях будут стоять «живые» памятники — волонтеры фестиваля с изображениями монументов. Записаться на экскурсии можно уже сейчас на сайте «Дней авангарда».

Они развалились: 7 памятников советской власти, которые мы не застали
© Strelka Magazine