Войти в почту

"Stabat Mater"— восьмивековая история в одном концерте

В концерте Московского хорового ансамбля духовной музыки "Благовест", который состоялся в Музее древнерусского искусства имени Андрея Рублёва, перед слушателем прошла большая история музыкального воплощения этого текста — от кантат А. Вивальди и Дж. Перголези XVIII века до наших дней — были исполнены фрагменты песнопений "Stabat Mater", написанные композитором Антоном Висковым уже в XXI веке на основе русских музыкальных традиций и текста этой католической каденции в переводах В. Жуковского, А. Фета, Д. Мережковского. Фактически, концерт "Благовеста", ансамбля под управлением заслуженной артистки России Галины Кольцовой представил своего рода антологию этого песнопения. Более того, уже в самой музыке А. Вивальди и Дж. Перголези были слышны заложенные в ней пути развития итальянской духовной музыки, которые воплотились позже в больших симфонически-хоровых "Stabat Mater" Дж. Россини и Реквиеме Верди. И точно так же интересно и даже неожиданно было услышать в "Stabat Mater"Ф. Шуберта пересечения с музыкальным языком Й. Гайдна. Галина Кольцова. Фото: Владимир Зисман Такое построение программы показало, насколько различным может быть воплощение одного и того же текста и образа в творчестве разных композиторов. Это были произведения разные по форме и по составу. Здесь были произведения и для женского хора ( Дж. Перголези) и для смешанного, "Stabat Mater" А.Вивальди прозвучал в сопровождении фортепиано (Алексей Нестеренко) и солирующей флейты (Антон Висков), кроме того, звучали солирующие вокальные партии в исполнении Ангелины Никитченко и Дианы Шнуровой. Одной из вершин концерта стало исполнение "Stabat Mater" Франсиса Пуленка, произведения, которое он ценил особенно высокого в своём творчестве, и говорил, что если что-нибудь из его сочинений останется, то это будет именно оно — удивительная музыка XX века, очень светлое произведение, пронизанное духом Франции и, кстати, очень сложное для исполнения. Антон Висков. Фото: Владимир Зисман Завершением концерта стали фрагменты из кантаты Антона Вискова "Stabat Mater", премьера которой — исполнение всех восемнадцати частей — намечена на следующий сезон. В музыкальной стилистике произведения органично сочетаются традиции русской музыкальной культуры, основы самого текста, перенесённого на нашу почву, и, разумеется, сама музыка А. Вискова не является стилизацией под исторически сложившиеся привычные представления о воплощении этой католической каденции, в ней очевидным образом просматривается наш XXI век. Ансамблю "Благовест"удалось создать атмосферу не просто концертного исполнения, а воплотить ту форму религиозного мышления в музыке, которая была заложена в каждом из прозвучавших произведений.

"Stabat Mater"— восьмивековая история в одном концерте
© Ревизор.ru