Войти в почту

«Роберто Матта и четвертое измерение»: гид по выставке главного независимого художника XX века

10 апреля в Белом зале Главного штаба Государственного Эрмитажа открылась выставка Роберто Матты — одного из последних представителей сюрреализма, практически неизвестного российской публике. Роберто всегда просил не акцентировать внимание ни на его чилийском происхождении, ни на художественном направлении своих работ: мастер считал себя гражданином мира и был образцом свободы в творчестве. Экспозицию из более чем 90 работ куратор Оксана Саламатина собирала 9 лет по частным коллекциям. Harper’s Bazaar побывал на открытии выставки и попросил Оксану рассказать, как независимый художник работал на стыке искусства и науки и отражал в своих произведениях мировые катастрофы и величайшие достижения человечества, на которые был так богат его век. Роберто Антонио Себастьян Матта Эчауррен родился в 1911 году в Сантьяго, где по настоянию родителей, считавших живопись занятием несерьезным, окончил архитектурный факультет Католического университета. Однако именно это и привело его в парижскую мастерскую Ле Корбюзье. Ключевым моментом в художественной карьере Матты Оксана считает случай 1938 года: «Друг Матты Гордон Онслоу Форд пригласил его во Францию в свой загородный дом и сказал: «Вот кисточки, масло, холст, почему бы тебе не написать картину?» До этого Матта занимался только рисунком и в итоге поступил следующим образом: окунул палец в краску и начал смешивать цвета, ответив удивленному Гордону, что не хочет испортить его холст. Собственно, так и началась живопись Матты, и поэтому его первые работы 30-х кажутся акварельными: под легкими мазками можно разглядеть просвечивающийся холст». Тогда же он вошел в круг художников-сюрреалистов и познакомился с учением Петра Успенского — теоретика «четвертого измерения». Название выставки отсылает именно к этой главе в биографии мастера. Русский философ верил в особое предназначение художника «видеть то, что другим недоступно», дополнять нашу реальность чувством пространства, движения и времени, преодолевать ограниченность человеческого зрения. У Успенского Матта перенял манеру пояснять метафоры геометрией — это оказалось ему особенно близко в силу архитектурного образования: «Работа, с которой начинается выставка, «Морфология смерти», как раз отражает знакомство Матты с учением «четвертого измерения», показывая переходное состояние между «здесь» и неизвестным и пугающим «там». Матта, напомню, учился в церковной школе и интересовался самой идеей души, развивая ее и в следующих работах». В начале Второй Мировой Матта эмигрировал в Соединенные Штаты и тогда же начал работать в технике масляной живописи. 1940 год — его первая заокеанская выставка. Со временем в его творчестве происходит разительная перемена: Матта тяготеет к монументализму. Гигантские пятиметровые полотна — «ландшафты сознания» — оказали огромное влияние на молодое поколение американских художников: Джексона Поллока, Аршила Горки и Роберта Мазервелла. Среди военных и послевоенных работ Матты куратор особенно выделяет три: "Осужденная невозможность", «Процесс Розенбергов» и «Казнь Розенбергов» — как пример его глубокого символического видения: «Читать» Матту можно по-разному, в том числе и политически. Шипы, гусеницы, зубы — не зная, что происходит на картине, вы все равно понимаете, о чем она. «Процесс» и «Казнь Розенбергов» — реакция на страшную историю обвиненной в шпионаже супружеской пары. Весь мир умолял о помиловании приговоренных к смертной казни Розенбергов, но президент США Дуайт Эйзенхауэр остался непреклонен, и в 1953 году Юлиус и Этель закончили свою жизнь на электрическом стуле. Если в «Процессе» мы видим сочетание холодного серого и теплого зеленого, символизирующего надежду, то в «Казни» обращают на себя внимание одинокие тлеющие угольки». Матта много экспериментирует с материалами, текстурами, пишет флуоресцентными красками и одним из первых вводит в свои работы принципы биоморфизма, изображая природные организмы как элементы технических устройств: «В поздних работах Матты не найти ничего четкого: он играет с морфологией человеческого тела, уходит в древнюю мифологию и позволяет себе порой выдуманные, ничего не значащие названия». Как же разобраться в огромном, не до конца изученном наследии художника? Оксана советует не понимать, а чувствовать: «Матта всегда нацелен на ощущения и полностью лишен той визуальности, которая была присуща сюрреалистам и позволяла вычленить в их работах привычные, понятные изображения». Выставка «Роберто Матта и четвертое измерение» открыта до 30 июня 2019 года.

«Роберто Матта и четвертое измерение»: гид по выставке главного независимого художника XX века
© Harper’s Bazaar