Ещё

Как Екатеринбург становится столицей стрит-арта 

Фото: Российская Газета
Начавший было облезать фасад гимназии на улице Бажова вдруг украсился трехэтажным портретом писателя: один глаз, к негодованию местных старушек, не то подбит, не то осенен малахитовой тенью… На бетонном заборе у лицея имени Дягилева расцветают ромашковые поляны, а в траве бродят разноцветные коты. Трансформаторная будка на углу Бажова-Шевченко превращается в синее озеро, по нему плывет отважный бумажный кораблик. Непонятного назначения труба во дворах на Шейнкмана обзаводится обаятельнейшей улыбкой. А облезлая стена вокруг Верх-Исетского завода плещет морской волной — подходи, опускай руку в воду!
Стрит-арт не дожидается своего зрителя в художественных галереях, а идет им навстречу, берет за руку, заставляет остановиться на бегу, поднять глаза, задуматься, улыбнуться, возмутиться. Это не только картины на стенах. Знаменитая «Клава» — бетонная компьютерная клавиатура на берегу Исети. На улице Малышева красуется огромная, весом в 150 килограммов, терка — символ дискуссий, периодически сотрясающих город. Знаменитые на весь мир оранжевые абажуры художника Тимофея Ради зимой создают домашний уют в сквере перед оперным театром.
Еще одно направление вездесущего стрит-арта — уличный копирайтинг. «Я бы обнял тебя, но я просто текст», «Эй ты, люби меня», «Ты лучше космоса», «Кто мы такие, откуда, куда мы идем?». Город вступает с нами в диалог, философствует. Подсмеивается.
— В мою честь могли бы и проспект назвать, — обижается нарисованный на стене дома на улице Горького Александр Сергеевич.
— Саша, иди ной на свою улицу! — парирует такой же Алексей Максимович.
Ни о каком вандализме речи давно не идет, уличное искусство уважаемо и влиятельно
А вы в курсе, что с недавних пор Екатеринбург считается столицей российского стрит-арта? Да, поскольку такой серьезной «коллекции работ» и такой длинной предыстории больше нет ни у кого. Можно вести отсчет с начала 90-х, когда на стенах домов появились первые рисунки поэта и художника андеграунда Евгения Малахина (Старика Букашкина) — теперь это классика, оставшиеся объекты охраняют и реставрируют. В начале 2000-х арт-менеджеры Наиля Аллахвердиева и Арсений Сергеев предложили рассказать на бесконечных бетонных заборах «Длинные истории».
А потом в Екатеринбурге родился фестиваль уличного искусства «Стенограффия». В первом участвовали несколько десятков художников, теперь со всей России приезжают сотни. Команда «Стенограффии», как центр управления полетами, проводит акции в Омске, Томске, Оренбурге, Ханты-Мансийске и даже в Санкт-Петербурге. Автора абажуров и множества других арт-объектов Тимофея Радю журнал Forbs включил в список самых перспективных молодых художников России.
— Мне такая амбициозность очень нравится, — говорит один из основателей и бессменный куратор «Стенограффии» Евгений Фатеев. — В Екатеринбурге стрит-арт стал важным языком общения. У художников появилась своя аудитория, люди обсуждают, оценивают, спорят. Чем известен город за его пределами, кроме печального обстоятельства, что у нас убили последнего царя? Зданиями в стиле конструктивизма, уральским роком и екатеринбургским стрит-артом.
Все более востребованными у гостей города становятся экскурсии по объектам стрит-арта, в соцсетях горожане составляют карты размещения наиболее полюбившихся. Большинство из них, увы, недолговечно, однако в этой мимолетности еще более трогательно. Но что имеем — надо бы сохранить, поэтому в феврале Евгений Фатеев выступал на слушаниях в Общественной палате города. Итог — администрация Екатеринбурга вместе с фестивалем начинает каталогизацию объектов уличного искусства с целью последующего сохранения и реставрации.
Кстати
В июне «Стенограффия» состоится в Екатеринбурге в десятый раз. Сейчас вовсю идет «сбор поверхностей», предложений от владельцев стен и заборов — на много лет вперед. Выходит, ни о каком вандализме речи давно не идет, уличное искусство становится уважаемым и влиятельным. Это уже не просто картинная галерея наизнанку. Есть созданный командой «Стенограффии» граффити-памятник погибшей подлодке «Курск Непотопляемый»: на опорной стене набережной пруда водоотталкивающей аэрозолью выполнена одиннадцатиметровая надпись «Курск», которая появляется под дождем, но не поддается воздействию воды. Был проект «Уличная грязь»: художники Слава Птрк и Владимир Абих грязью из-под ног прохожих или из-под колес машин рисовали портреты бездомных, напоминая об отношении к ним общества. А когда в Екатеринбурге на трех дорожных выбоинах изобразили лица губернатора, мэра и вице-мэра, ямы немедленно заделали, а акция распространилась по всей России.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео