В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Игры

Садомазо и "второй Пелевин": что читать из шорт-листа "Нацбеста"

"Четверо" Пелевина, садомазо роман "Славянские отаку" Ольги Погодиной-Кузминой, "Калечина-Малечина" о травле подростка , "Финист – ясный сокол" , "Я буду всегда с тобой" о войне и ГУЛАГе Александра Етоева и очерк об истории – премия "Национальный бестселлер" объявила короткий список. Выбор жюри комментирует литературный критик Наталья Ломыкина. "Национальный бестселлер" вручается за прозу, впервые опубликованную на русском языке в течение прошлого года. Произведения читают эксперты Большого жюри и выбирают по два понравившихся. Каждое первое место дает номинанту три очка, каждое второе – одно. Потом баллы суммируются и формируется короткий список "Нацбеста". После его оглашения все баллы, которые книги получили от Большого жюри, обнуляются. Теперь принимать решение будет Малое жюри, куда вошел победитель прошлого сезона , директор санкт-петербургского книжного салона Андрей Шамрай, общественный деятель , певица Гречка и другие. Победителя "Национального бестселлера" объявят 25 мая на церемонии в .

Садомазо и "второй Пелевин": что читать из шорт-листа "Нацбеста"
Фото: Москва24Москва24

В этом году в шорт-листе – шесть произведений.

Видео дня

Михаил Трофименков "XX век представляет. Кадры и кадавры" – 14 баллов Издательство "Флюид FreeFly" Возглавляет шорт-лист авторитетный кинокритик Михаил Трофименков, это единственный нон-фикшен в списке. Трофименков поставил перед собой задачу – через призму искусства взглянуть на мировую историю и политику прошлого столетия и наметить "закольцованные силовые линии ХХ века". Получился структурированный по десятилетиям, субъективный очерк о развитии цивилизации. Кинокритики, за которую мы любим Трофименкова, здесь мало, зато много рассуждений и аналогий.

Андрей Рубанов "Финист – ясный сокол" – 13 баллов "Редакция Елены Шубиной" Эта сказка, переработанная в духе славянского фэнтези, – мой личный фаворит. Андрей Рубанов пишет, как сам говорит, "изустную побывальщину" о малой девке Марье и ее любви к бронзовокожему птицечеловеку Финисту. Свой сказ ведут трое: "лихой глумила", потомственный скоморох Иван Корень, "муж крови", воин и искусный кожедуб Иван Ремень и птицечеловек Соловей, изгнанный за разбой из небесного города Вертограда. Все трое оказались причастны к истории Марьи и Финиста: один был свидетелем зарождения любви и невольно оказался причастен к разлуке, второй видел стертые железные сапоги и решительное упрямство кузнецовой дочери на ее пути к любимому, третий помог Марье попасть в небесный город и научил, как добраться до княжеского сына. И глумила, и воин, и летающий изгнанник размышляют об устройстве мира, пытаются постичь суть всех вещей. Все трое странствуют, наблюдают, сравнивают. И Андрей Рубанов, вживаясь по очереди в образ каждого из трех сказителей, воссоздает на свой лад не просто язык и образ мыслей, но и само сознание наших предков. Прекрасный, цельный, удивительным языком написанный роман.

Евгения Некрасова "Калечина-Малечина" – семь баллов "Редакция Елены Шубиной" Сложная, откровенная и важная книга о травле, внутреннем мире подростка, да, в конце концов, просто о девочке, чьи родители слишком заняты тем, чтобы выжить, поэтому у них не доходит дело до того, что происходит в душе ребенка. Катя учится средне (в дневнике у нее "иногда плавали лебеди или звенели тройки"), отца это приводит в ярость. "После того как папа смотрел дневник, Кате часто приходилось пережидать плохое и повторять про себя: "Катя катится-колошматится, Катя катится-колошматится..." Ночью, когда с этим днем было понятно и кончено, можно было лежать в свободной невесомости еще восемь часов и краешком надежды думать, что завтра будет получше". Но с "получше" все время не выходит – одноклассники травят Катю, учительница только подливает масла в огонь, публично высмеивая ее безграмотность. Никому по большому счету неважно, о чем Катя мечтает, о чем сочиняет стихи, о чем думает, глядя в окно на залитый солнцем город. И вот когда девочка доходит до отчаяния, в ее жизни появляется воображаемый друг – кикимора со стишком про Калечину-Малечину и вполне реальным умением наказывать обидчиков.

Упырь Лихой "Славянские отаку" – семь баллов Издательство "Флюид FreeFly" Сценарист и прозаик Ольга Погодина-Кузмина указывает на обложке, что это "убедительный, местами очень смешной, местами печальный наш с вами групповой портрет". Но я не готова подписаться под этим высказыванием и быть изображенной на лихом упырском портрете тоже не хочу. "Отаку" в переводе с японского – люди, чем-то фанатично увлеченные. За пределами Японии, в том числе и в России, это слово обычно употребляется по отношению к фанатам аниме и манги. Собственно, герои Упыря фанатеют от японских порномультфильмов хентай (запрещены в России, а на Украине – нет). И не просто фанатеют, но и воплощают в жизнь. Гарный хлопец Коля Дмитрук регулярно выходит в Сеть не для того, чтобы читать новости или писать в соцсетях, а чтобы онлайн резать себе лоб, прижигать ладони и заниматься извращенным сексом на потеху публике. Виртуальные игры довольно быстро переходят в онлайн, а Коля вместе с таким же отмороженным братом Димой переезжают в Россию, где живет их главный мучитель по кличке Москаль. Сложно понять, откуда у этих анальных гомоэротических политических игр семь баллов "Нацбеста". Очевидно, кто-то видит в садомазо свежую метафору российско-украинских отношений и готов читать 345 страниц про извращенные сношения, написанных на смеси компьютерного и хентай жаргонов. Я не готова.

Александра Етоева "Я буду всегда с тобой" – шесть баллов Издательство "Азбука-Аттикус" В моем личном списке это, пожалуй, второй претендент на победу. "Я буду всегда с тобой" – удивительная по силе слога попытка заговорить две сильнейшие травмы – Великую Отечественную войну и ГУЛАГ. В жанре магического реализма Етоев пишет роман о потере ориентиров в атмосфере доносов и подозрительности. В 1943 году старый скульптор Степан Рза получает от начальника концентрационного лагеря заказ высечь из драгоценного караррского мрамора его статую в полный рост. Рза любит работать с любым материалом – резать по дереву, высекать из камня, отливать из металла, но к мрамору особенно неравнодушен. К тому же, чем сложнее человек, тем интереснее художнику браться за дело – в свое время он даже получил Сталинскую премию за огромный портрет вождя, высеченный прямо в скале. Словом, Рза переезжает в лагерь и становится невольным инициатором, свидетелем и участником типичной для того времени и страшной в своей нелепости истории. Рвущийся к власти полковник Телячелов мечтает разоблачить скрытого врага и получить повышение. Он подозревает всех и вся, в том числе Рзу, но жертвой становится помощник скульптора, молодой ненецкий шаман Ванойта. По измышлениям Телячелова, Ванойта – нацистский шпион и готовит восстание против советской власти.

Александр Евтоев сплавляет ненецкие легенды с советскими реалиями, напевную поэтичность языка шаманов – с казенными фразами, а талант видеть прекрасное – со страшной действительностью. Получается самобытный, завораживающий шаманским ритмом роман о том, как легко искажается реальность, как быстро слабый человек теряет волю и сходит с ума и как важно (и трудно) сохранять внутреннюю цельность.

"Четверо" – шесть баллов Издательство "Пятый Рим" Замыкает короткий список "Нацбеста" книга "Четверо" 30-летнего питерского прозаика Александра Пелевина. На сайте премии значится, что это "роман с элементами научной фантастики и неонуара", состоящий из трех сюжетных линий, которые развиваются в разные времена. И что "стилистически он наследует произведениям не литературным, а кинематографическим – "Солярису" Тарковского и "Твин Пикс" ". Члены Большого жюри, оставившие рецензии на сайте "Нацбеста", роман хвалят, а писатель даже замечает, что читать "второго Пелевина" становится интереснее, чем первого. Пока мне больше всего понравился разгромный отзыв Татьяны Соломатиной, написанный с едкой иронией в форме диалога с наставником. Тот случай, когда рецензия имеет все шансы стать самостоятельным рассказом.