Ещё

Германию настойчиво подталкивают к реализации мер по стимулированию экономики 

Фото: Прайм
МОСКВА, 15 апр — Dow Jones. В условиях замедления роста мировой экономики, подающей признаки того, что она может нуждаться в помощи, экономисты взяли на прицел Германию и несколько других стран, располагающих возможностями для существенного стимулирования экономики, но предпочитающих этого не делать.
Доступные властям меры по поддержке ослабленных экономик стали ключевой темой обсуждения на заседаниях Международного валютного фонда, прошедших в выходные в Вашингтоне. В годовом отчете о налогово-бюджетной политике государств мира МВФ выделяет Германию, Корею и Австралию как страны, которым есть смысл заняться налогово-бюджетным стимулированием. Ранее в этом месяце МВФ призвал к наращиванию государственных расходов Швейцарию.
При поддержке США МВФ оказывает давление на Германию и другие страны с профицитом бюджета, настойчиво рекомендуя им понижать налоги или увеличивать государственные расходы для стимулирования роста экономик. Странам с бюджетным профицитом, «несомненно, следует его использовать для инвестиций и участия в экономическом развитии и росте», отметила директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард, добавляя, что «на этом фронте делается недостаточно».
Министр финансов США Стивен Мнучин выразил согласие с позицией МВФ в отношении таких стран, как Германия. Сами США сейчас имеют большой бюджетный дефицит.
Идея, лежащая в основе стимулирования с использованием долгового финансирования, заключается в компенсации правительствами слабого частного спроса в периоды экономической слабости увеличением государственных расходов или понижением налогов. В периоды повышенного стресса, последний из которых наблюдался во время мирового финансового кризиса десять лет назад, правительства, по общему мнению экономистов, должны делать все возможное для стимулирования роста.
Между тем идея использования широкомасштабного налогово-бюджетного стимулирования для преодоления временной экономической слабости встречает сопротивление в странах вроде Германии, которые придерживаются консервативной экономической политики.
Министр финансов Германии Олаф Шольц отвечает на критику, указывая на уже и без того высокий уровень государственных расходов, пониженные налоги и меры дополнительной поддержки для семей с низким уровнем доходов.
"Было бы очень неплохо, если бы вы рассказали остальным странам мира, что они требуют от нас того, что мы уже сделали", — сказал он журналистам в ходе пресс-конференции в пятницу. Именно благодаря своей финансовой стабильности Германия лучше подготовлена к очередной рецессии, отметил он. Что касается нынешних мировых рисков, то они, по словам министра, не имеют никакого отношения к финансам Германии, являясь «рукотворными». К ним относятся, в частности, Brexit и торговые конфликты.
Бюджетный профицит также имеет Корея, а в Австралии он, вероятно, возникнет в ближайшие годы. В отличие от Европы, их экономики, похоже, не нуждаются в особом стимулировании, а у их центральных банков есть задел для понижения ключевых ставок, если это потребуется.
Германия и Швейцария используют профицит своих бюджетов для сокращения долговой нагрузки и подготовки к будущему давлению на бюджет со стороны растущих пенсионных выплат. Из стран с бюджетным профицитом позиция Германии наиболее важна из-за ее доминирующей роли в экономическом росте и политике Европы.
Если Германия сейчас запустит широкомасштабную программу стимулирования, то страны с бюджетным дефицитом, включая Францию и Италию, могут ослабить собственные усилия по балансированию своих бюджетов. Согласно правилам Евросоюза, дефицит бюджета не должен превышать 3% от ВВП, хотя в стрессовые периоды допускаются исключения. В США такой лимит вообще не предусмотрен.
В 3-м квартале прошлого года ВВП ориентированной на экспорт Германии уменьшился, а в 4-м остался неизменным. Поступающие слабые индикаторы производственной отрасли страны предполагают, что в первом полугодии 2019 года немецкий ВВП опять может сократиться. Эта слабость скажется на всей еврозоне, где Германия является крупнейшим из 19-ти членов, и будет иметь последствия для таких стран, как Швейцария, которые полагаются на экспорт в Европу.
Замедление экономического роста Китая «нанесло болезненный удар по экономике Германии, и это хороший повод, чтобы использовать налогово-бюджетную политику для плавной коррекции», считает профессор Гарвардского университета Кен Рогофф. Он отмечает низкий уровень государственного долга Германии, который составляет меньше 60% от ВВП, а к 2022 году, по оценкам МВФ, может сократиться до менее чем 50% от ВВП.
Профицит бюджета Германия имеет с 2014 года. По оценкам МВФ, он будет сохраняться до 2024 года, включительно. С 2017 года налоговые поступления выросли на 8%, что опережает рост финансирования социальной сферы. Кроме того, немецкие работники сегодня платят второй по величине подоходный налог среди всех стран ОЭСР, уступая только бельгийцам.
Позиция США резко контрастирует с позицией Германии, несмотря на общую проблему роста расходов, связанных со старением населения. Американское правительство накачало экономику страны за счет понижения налогов и наращивания государственных расходов с прицелом поднять рост ВВП до 3% в год. Дефицит бюджета США превышает 4% от ВВП.
Правительство надеется, что увеличение размера американской экономики поможет обслуживать государственные долги в будущем. Характерные побочные эффекты стимулирования — рост доходности облигаций и рост инфляции — в США пока не проявились, что укрепляет позицию сторонников стимулирования и ослабляет позицию Германии, предпочитающей держать свой порох сухим к следующей рецессии.
Германия «на собственном опыте познает, что единственная играет по этим правилам», говорит экономист ING Bank Карстен Бржески.
— Автор Brian Blackstone, brian.blackstone@wsj.com; перевод ПРАЙМ, +7 495 645 3700, dowjonesteam@1prime.biz Dow Jones Newswires, ПРАЙМ
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео