Почему исчезают газеты?

Множатся примеры кризиса, охватившего печатную прессу западных стран. В начале этого года немецкая медиа-группа «Дюмон» (DuMont) полностью закрыла сеть своих типографий и региональных газет, среди которых «Берлинер цайтунг» (Berliner Zeitung), гамбургский «Моргенпост» (Morgenpost), кёльнский «Экспресс» (Express) и многие другие. Причина — продолжающийся более десяти лет кризис немецкой региональной прессы, в результате которого тиражи группы «Дюмон» упали на 43,5%. Один только кёльнский «Экспресс» потерял за это время свыше 100 тысяч читателей. Пару лет назад издательские активы «Дюмон» стоили бы не менее миллиарда евро, однако сегодня их готовы продать за любую сумму. Как отмечает журнал «Шпигель» (Der Spiegel), вся западная пресса и связанная с ней журналистика находятся в глубоком кризисе. Печатная пресса могла бы исчезнуть вообще, однако держится, поскольку электронные СМИ не смогли пока создать ей достойной замены. Парадоксально, но факт: такие популярные американские интернет-платформы как «БаззФид» (BuzzFeed) и «ХаффПост» (ранее Huffington Post), стремящиеся создать новую интернет-журналистику, сами находятся в кризисе и вынуждены увольнять сотни сотрудников. Информационное пространство переживает переходный этап, пишет «Шпигель», и журналисты ощущают это сильнее других. Серьезные газеты вроде «Франкуртер альгемайне цайтунг» (Frankfurter Allgemeine Zeitung) уже давно вышли в интернет, где вынужденно сожительствуют с низкопробной бульварной прессой. Ввиду падающих газетных тиражей высококлассные журналисты теряют источники заработка, в то время как интернет-пространство завоевывают блогеры и блогерши непонятного происхождения. Это ставит под вопрос будущее журналистики как профессии. Пока что никто не знает рецепта: как финансировать работу редакций и качественных источников информации. Старый лозунг «свободы прессы» теряет смысл в условиях, когда печатные СМИ не имеют надежных источников финансирования, а интернет-пространство захватывают блогеры-самозванцы, подчас весьма талантливые. Еще один пример кризиса бумажной прессы — предстоящее закрытие газеты «Юманите» (L'Humanité). Старейшая французская газета, учрежденная Жаном Жоресом до Первой мировой войны, орган сперва социалистической, а затем коммунистической партии Франции, «Юманите» была одной из системообразующих газет в стране, на пике популярности ее ежедневный тираж достигал 300 тысяч экземпляров. Против газеты в феврале этого года было начато судебное дело в связи с невозможностью выполнять финансовые обязательства, что фактически означает начало процедуры банкротства. В США авторитетнейшая газета «Интернэшнл геральд трибюн» (International Herald Tribune) фактически прекратила существование в 2013 году, став подразделением «Нью-Йорк таймс». Выжили и нашли спонсоров лишь несколько крупнейших американских газет, таких как «Вашингтон пост», «Нью-Йорк таймс», «Лос-Анджелес таймс» и «Уолл-стрит джорнэл». Иметь такие газеты — вопрос не прибыли, а престижа и политического влияния. Так, в 2013 году миллиардер Джефф Безос приобрел «Вашингтон пост» за 250 миллионов долларов наличными. Только такие газеты могут позволить себе роскошь иметь сеть корреспондентских бюро внутри страны и за рубежом. Американский интернет-журнал «Слейт» (Slate) отмечает, что кризис коснулся в первую очередь региональной прессы, которая буквально исчезает в США и Западной Европе. С 2004 года в США закрылось 20% региональных газет, а 900 городов оказались отрезанными от информации локального характера, которую предоставляли газеты. Отчасти, пишет «Слейт», в этом виноваты сами издательства. На волне популярности (и колоссальной прибыльности) газет в 70-е и 80-е годы прошлого века они не вкладывали деньги в модернизацию газетного дела и журналистику, поскольку обладали монополией на информацию. В результате они оказались плохо подготовленными к новым условиям: стремительному развитию интернета в 90-е годы. Печатная пресса по-прежнему развозится фургонами по точкам продаж, в то время как интернет напрямую вошел в каждый дом. Газетные издательства стали попросту нерентабельны: до пришествия интернета они жили не столько за счет журналистики и новостей, сколько за счет рекламы и объявлений. Все читали анонсы, некрологи, всевозможные малые объявления, и это приносило основную прибыль. С приходом интернета монополия печатной прессы на рекламу, а также местные и международные новости была полностью подорвана. Постепенно интернет-издания взяли на себя все основные информационные и коммуникативные функции — новости онлайн, рекламу, программы телевидения, социальные контакты и т.д. В результате, только за период с 2000 по 2008 годы рекламные доходы газет упали более чем на 60%. В странах Запада этот процесс протекал с различной скоростью. Так, в консервативной Великобритании бумажная пресса неплохо продавалась вплоть до последнего времени, хотя и потеряла в тиражах. Все это негативно отразилось на качестве журналистики. Газеты сократили бюджеты редакций и зарплаты журналистов, создавать качественный материал стало невыгодно. Американский профессор Фил Мейер назвал это «спиралью смерти». Урезанное финансирование газет привело к снижению качества публикаций и соответственно к потере читателей. В свою очередь, сокращение продаж и подписчиков вызвало снижение рекламных поступлений и еще больше обострило финансовое положение газет. Большинство наблюдателей считает, что вернуть былое могущество печатной прессы невозможно, так же как невозможно спасти большинство региональных и малотиражных газет. Но и такие лидеры электронных СМИ, как «БаззФид» и «ХаффПост», cталкиваются с проблемами и в массовом порядке увольняют сотрудников, в связи с чем аналитики начинают говорить о «цифровом пузыре». Почему так происходит? В последнее десятилетие инвесторы закачали громадные суммы в электронные СМИ, надеясь, что они скоро вернутся благодаря широкой аудитории. Но эти планы не оправдались. Хотя тот же «БаззФид» имеет 100-миллионную аудиторию, деньги за рекламу перетекают в такие интернет-порталы, как «Фейсбук», «Гугл» и «Амазон». По данным маркетологов, на них приходится 56% рекламных поступлений. Это отталкивает инвесторов от электронных СМИ. Они отмечают, что, несмотря на большие вложения (около полумиллиарда долларов), за последние 12 лет «БаззФид» так и не начал приносить прибыль. Немецкий «Шпигель» приходит к выводу: 2019 год преподнесет западной журналистике немало плохих сюрпризов. Рынок объявлений рушится, ежедневные газеты теряют подписчиков. Лишь немногим издателям удается выпускать интернет-издания, за которые читатели готовы платить. В ближайшие годы многие газеты исчезнут, редакции закроются. Это почувствуют на себе не только журналисты, но и все граждане. Практически будет ослаблен контроль общества над политикой, чиновниками и коррупционерами. Однако качественная журналистика останется востребованной, и поэтому вероятно появление новых бизнес-моделей. Ведь когда старейшие западные издательства затевали газетное дело в начале XIX века, никто не был уверен в их успехе, и тем не менее «золотой век» бумажной прессы продлился 200 лет.