ГУМ-Red-Line 2019 — это 15 именных павильонов, спроектированных архитектурным бюро WowHaus, каждый из которых оформляет участник фестиваля: Владимир Дубосарский, Олег Кулик, AES+F, Андрей Бартенев, Павел Пепперштейн, Гоша Острецов, Георгий Тотибадзе, Константин Звездочетов, Александр Виноградов, Сергей Братков, Семен Файбисович, Айдан Салахова, Белла Левикова, Ирина Корина, Таня Пёникер. Идея проекта возникла из арт-проекта «Современное искусство на обложке BoscoMagazine». Работы объединены единой темой на все времена. Тема семьи — понятная и необъятная, ключевая тема Bosco — стала отправной точкой проекта. Forbes Life поговорил с главным редактором BoscoMagazine, руководителем проекта ГУМ-Red-Line 2019 Игорем Казаковым об искусстве и о деньгах. Игорь, среди участников проекта — и художники первого ряда, и совсем молодые. Куратор проекта — Марина Федоровская, она же наш главный интервьюер, она не только собирала этих художников, но и беседовала с ними. Мы собирали первый эшелон, утвердившихся, крепких, состоявшихся, коммерчески успешных художников. Для последних четырех обложек художниками работы создали Белла Левикова, Айдан Салахова, Ира Корина и Таня Пёникер. Тане Пёникер 25 лет, но хоть она и самая молодая участница, попадает в критерий состоявшегося художника, и мы подумали, что будет здорово, чтобы она завершила этот цикл. Все наши участники, и тем, кому восемьдесят, и тем, кому двадцать пять, живые, здоровые, активно работающие. У Семена Файбисовича идет выставка в Третьяковке, у Павла Пеперштейна — в «Гараже». Поскольку мы — и пропагандисты, и просветители, и вовлекатели широкого народонаселения в современное искусство, то возникла идея выставки-фестиваля. Отдельные микровыставки, павильоны, как мы их называем. Они будут высроены по всей линии ГУМа, во всю длину. И на каждом из павильонов представлена работа, которая была на обложке. Но не только она: каждый художник делает собственный павильон, художественную композицию. Кто-то показывает плоскостные работы, кто-то делает инсталляцию, кто-то делает скульптурную композицию, кто-то показывает видео. Поскольку они все очень разные, они будут и выглядеть по-разному. Вы платили гонорар художникам за ваши обложки? Символический. Допустим, Кулик лепил, ему нужно было купить глину, вот такие вещи мы оплачивали, больше ничего. Работы остаются у художников. Если бы мы покупали их работы — это был бы совершенно другой разговор, другие условия. Кстати, сейчас многие работы проданы и чтобы собрать их, одну картину привезли из Лондона, другую из Италии. Мы собираем пятнадцать. К сожалению, не получилось добиться присутствия Брускина в проекте. Стенда у него не будет. Восемнадцатого апреля у нас будет торжественное большое открытие: первая часть — работа с прессой, пресс-конференции, общие и индивидуальные интервью, а вечером будет мероприятие, как положено, с шампанским, в галстуке, в платье... В чем бизнес-интерес ГУМа? ГУМ — это все-таки магазин, и вполне органично и естественно не только показывать, но и продавать. То есть все эти работы, кроме тех, которые уже проданы или же не продаются, можно купить. У каждой из этих работ есть цена, и мы, как проект ГУМ-Red-line, будем их продавать . Так мы объединяем художественно-просветительский образовательный проект с коммерческой составляющей. Надеемся, что это поможет нам компенсировать расходы на праздник искусства и красоты. Проект продлится до конца мая. По нашим подсчетам выставку должно посмотреть больше четырех миллионов человек. Какую комиссию от продажи работ получаете? Это очень индивидуально: с каждым художником мы проговаривали условия отдельно. Есть художники, которые работают с галеристами, и тогда мы договариваемся на троих. С Еленой Селиной, с Дмитрием Ханкиным, — в общем, со всеми участниками рынка. Многое зависит от работы: какая-то работа в собственности художника, какая-то — в галерее, у кого-то есть глобальные договоренности, у кого-то — индивидуальные, на отдельные проекты — тут нет единого шаблона. Нельзя сказать, что художники приходят, мы пополам с ними продаем работы, и «в кассу». В разных случаях наша комиссия составляет до пятидесяти процентов, нет единого решения для каждого. Более того, у самого художника могут быть работы, которые он делает в рамках сотрудничества с галерей, там есть определенные финансовые обязательства, а есть работы, которые он делает сам по себе. Сколько потратила Bosco на организацию этой выставки? Проект стоит в районе пятидесяти миллионов рублей. Деньги идут на то, чтобы произвести стенды, работы развесить, шампанского налить на открытии. Сейчас Bosco и ГУМ — генеральные партнеры, спонсоры и меценаты. Но мы открыты к сотрудничеству и с другими.Чтобы проект осуществился, нам нужно дополнительное финансирование. Например, когда Bosco организует каток на Красной площади, там и автомобиль стоит, и логотипы наклеены. Это все ради общего результата. Сколько вы планируете заработать на этом проекте? Идея состоит не только в том, чтобы устроить выставку на пару месяцев и забыть об этом. Наверху, на третьем этаже, мы открываем галерею с тем же названием — ГУМ-Red-line, которая будет представлять современных художников и их продавать. Предполагается, что это будет классическая художественная галерея, где будет меняться экспозиция, где будут кураторские выставки отдельных художников, и пойдет художественная жизнь. Кто будет куратором галереи? Для того, чтобы избежать вкусовщины создается экспертный совет, состав которого будет анонсирован на открытии выставки и галереи одновременно. В него войдут шесть-семь человек. Идея такая: в галерею подается заявка, что художник Сидоров предлагает провести персональную выставку, а экспертный совет выражает свое мнение. И конечно, галерея гарантирует зеленый свет тем шестнадцати авторам, благодаря которым она возникла. У галереи триста квадратных метров пространствах, это замечательное помещение, выходящее окнами на Красную площадь. До недавнего времени там был склад. А сто двадцать пять лет назад в этом помещении, и это не шутка, работала галерея парфюмера и коллекционера Генриха Брокара. Я, честно говоря, был поражен, когда узнал. Я читал энциклопедию, которую мы выпускали к ста двадцатилетию ГУМа, там есть заметка про галерею Брокара и есть фотография. В общем, мы рассчитываем и имеем амбиции на то, что наша галерея станет ключевым местом присутствия современного искусства в Москве.