Почему крупнейшие российские операторы связи опасаются прихода eSim
Операторы «большой тройки» высказались против внедрения в России электронной сим-карты (eSim), опасаясь снижения доходов и роста конкуренции. Другие операторы уверены: новая технология сделает жизнь абонента комфортнее. Идея внедрения электронной сим-карты (eSim, embedded SIM — интегрированная в устройство сим-карта — прим. «Ленты.ру»), отлично прижившаяся за рубежом, в России пока не стала популярной. Мнения участников рынка по этому поводу разделились, хотя вряд ли стоит сомневаться, что новшество со всеми его очевидными удобствами рано или поздно придет на российский рынок. Так, еще в конце 2018 года министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Константин Носков заявлял ТАСС, что в будущем законодательные ограничения на использование встроенных цифровых eSIM в России будут устранены. Тогда же министр отметил, что данный вопрос пока не стоит на повестке дня в списке острых проблем. Перспективы внедрения eSim в России обсуждались в марте на совещании с участием представителей правительства и ФСБ, а также компаний, предоставляющих услуги мобильной связи. Операторы «большой тройки» —МТС, «МегаФон» и «ВымпелКом» (бренд «Билайн»), как сообщало РБК, выступили против внедрения в стране электронной сим-карты, которая применяется для подключения к сети сотовой связи без использования физической сим-карты и уже внедрена в последних моделях устройств Apple и Samsung. По мнению крупнейших российских мобильных операторов, результатом внедрения eSim могут стать ценовые войны и снижение доходов компаний. Также они заявили, что eSim не поддерживает российскую криптографию. В частности, как сообщает РИА Новости, в «Мегафоне» хотя и сказали, что изучают мировой опыт использования новой технологии, коммерческое внедрение eSim назвали преждевременным, поскольку это потребует решения целого ряда вопросов — например, в части информационной безопасности. В компании, отметил ее представитель, в связи с внедрением eSim ожидают роста количества и интенсивности хакерских атак, например, «в виде подмены операторского профиля в процессе загрузки с последующим отключением устройства или кражи пользовательского профиля eSIM и последующего клонирования на других девайсах». Информационной безопасностью, связанной с электронной сим-картой, сообщили источники РБК, озабочены и в Центре защиты информации и специальной связи ФСБ. Однако возможности для незаконного использования сим-карт есть и сейчас, тем более что их несложно приобрести практически в любом месте без необходимой регистрации владельца. Но только ли вопросы безопасности, связанные с внедрением eSIM, волнуют операторов «большой тройки»? По мнению партнера AC&M Антона Погребинского, операторами, которые сомневаются в необходимости внедрения в ближайшее время eSim, движет скорее осторожность: «Я не думаю, что операторы "большой тройки" совсем уж против. Скорее всего, они осторожничают. Операторы инвестировали немало средств в развитие своих розничных сетей, которые после внедрения eSim по большей части потеряют свою актуальность. Все это, наверное, пугает компании. Я думаю, что операторы связи все-таки выступают за инновации, но предпочитают, чтобы переход к ним проходил постепенно». В перспективе же, по мнению Погребинского, внедрение eSim должно оздоровить нынешний рынок, на котором сейчас большой объем сим-карт продается ненадлежащим образом, без идентификации абонентов. Безусловно, внедрение eSim, по словам эксперта, будет способствовать усилению конкуренции на рынке сотовой связи и в целом станет позитивным явлением как для отрасли, так и для абонентов, считает партнер AC&M. «Сейчас уже нет такого количества новых абонентов, поэтому основная борьба идет за лояльность пользователей, — комментирует идею внедрения электронной сим-карты генеральный директор информационного агентства Telecom Daily Денис Кусков. — А с вводом в действие eSim переход от оператора к оператору станет настолько простым, что больше не нужно будет приходить в салоны связи, и они заметно теряют привлекательность, поскольку в салон приходят в основном не за выбором товара, а за решением вопроса, связанного с сим-картой, и заодно купить какой-то товар. А с eSim не будет необходимости приходить. Операторы опасаются, что за счет возросшей конкуренции и возможностей, которые появляются у потребителя, они получат отток абонентов». Однако, по словам эксперта, появление на рынке eSim должно дисциплинировать операторов связи, держать в тонусе. «К сожалению, многие операторы в разных регионах некорректно себя ведут по отношению к абонентам. А с eSim люди смогут сами решить, к какому оператору им перейти», — добавляет эксперт. Очевидно, что именно этот аспект больше всего беспокоит крупнейших российских операторов связи. Ведь если даже сейчас, после формальной отмены «мобильного рабства», MNP (переход от одного оператора к другому, mobile number portability) — процесс не такой уж быстрый, поскольку операторы имеют возможность задерживать абонентов, мотивируя это неправильными регистрационными данными или некими задолженностями, то с внедрением eSim все станет намного проще. Более того, таким же простым станет и переход на MVNO (mobilevirtual network operator — виртуальный оператор), который сегодня несколько ограничен в возможностях удобной продажи пакетов подключения. Внедрение eSim значительно расширит их доступ к абонентам, и они не заставят себя ждать, ведь у крупных виртуальных операторов есть вполне конкурентоспособные предложения. «"СбербМобайл" заинтересован в легитимизации и внедрении eSim. Эта технология снимает многие барьеры для виртуальных операторов, упрощает и удешевляет привлечение абонентов», — прокомментировали в Сбербанке идею внедрения электронной сим-карты. По словам Алексея Чернецова, директора проектного офиса MVNO компании «Ростелеком» (виртуальный оператор мобильной связи, более 1,2 миллиона абонентов — прим. «Ленты.ру»), прежде всего использование eSIM отвечает интересам абонентов: это удобно, дистанционно (не надо никуда ходить), а также стимулирует развитие конкуренции. «Новая технология поможет развитию цифровой экономики, включая строительство сетей стандарта пятого поколения (5G). Дело в том, что 5G будет базовой сквозной технологией в цифровой экономике, от которой напрямую зависят такие направления, как интернет вещей (подключение и обмен данными между машинами, станками, датчиками и прочее), беспилотный транспорт и другое, — говорит Чернецов. — Подключать неодушевленных пользователей, управлять коммуникациями между ними с использованием eSIM гораздо проще и удобнее». Идею внедрения eSim поддерживает и оператор Tele2, на сетях которого работает большинство MVNO в России. Компания не опасается перетока абонентов, поскольку имеет наилучший показатель в стране по MNP, где количество приходящих абонентов превосходит число уходящих в несколько раз. «Внедрение eSim — это следующий шаг для улучшения клиентского сервиса в России, поэтому Tele2 поддерживает данную инициативу, — заявили в пресс-службе оператора. — Новая технология расширяет возможности подключения абонентов: им не нужно идти в салон связи оператора, достаточно лишь обеспечить доступ устройства к интернету. При этом eSim не сломается и не потеряется, как это может произойти с физической сим-картой». Также в Tele2 уверены, что главное требование для обеспечения безопасности подключения — идентификация абонента — будет так же соблюдено, как и в случае с физической сим-картой. Очевидно, что широкий доступ на рынок компаний, работающих по иным правилам, грозит «большой тройке» прежде всего потерей абонентов, а значит — и доходов. Сами компании говорят о грядущих ценовых войнах, которые неизбежно возникнут из-за роста конкуренции. Однако, по мнению экспертов, российский рынок сотовой связи уже достаточно дешев, и ценовые войны были бы плохим вариантом развития событий. Учитывая это, считают аналитики, бороться за абонентов можно и нужно более цивилизованными способами. «В принципе, нам снижаться особо некуда, у нас и так ARPU (Average revenue per user — средняя выручка на одного пользователя) в месяц — 30-35 рублей, это меньше пяти долларов», — поясняет Денис Кусков. — Но работать в направлении улучшения сервисов еще есть куда, и очень далеко». «Поэтому, мне кажется, операторам надо думать не над сокращением ARPU, а над тем, как лучше построить свою работу. Когда она построена хорошо, и абонент счастлив находиться в сети оператора, ему не стоит беспокоиться о деньгах — абонент будет платить», — подчеркнул эксперт.