Войти в почту

Ессентукский «Метрополь»: памятник ушедшей эпохи и бесхозяйственности

В начале XX века гостиница «Метрополь» была центром курортной жизни Ессентуков. И это неудивительно: здание расположено на центральной площади города, рядом театры, рестораны и целебные источники. В светлых просторных номерах с видом на курортный парк останавливались только самые состоятельные туристы и представители аристократии. В советское время буржуазный «Метрополь» превратился в скромный пансионат «Маяк». А в последние годы и вовсе стал обычной заброшкой, фасад которой стыдливо скрыт баннером. Как все начиналось Как известно, к концу XIX века число курортников в городах Кавминвод стремительно возросло, а с ними повысился и спрос на «меблированные номера». Поэтому в 1895 году предприичивый купец Николай Егорович Зипалов выкупает под строительство в Ессентуках участок рядом с курортным парком и целебными источниками. И к сезону 1907 года возводит на нем роскошный 4-этажный отель по проекту одного из ведущих архитекторов Кавминвод Эммануила Ходжаева. Многие его творения до сих пор украшают водные курорты Кавказа. Для своего времени «Метрополь» был своеобразным архитектурным экспериментом: здание спроектировано в стиле эклектики. Строилась гостиница из знаменитого георгиевского кирпича, который изготовлялся в Бароновке — маленьком поселке под Грозным. В гостинице было 64 номера. В каждом — небольшая передняя и отдельная спальня. По воспоминаниям современников, светлые, просторные комнаты были шикарно обставлены. На первом этаже — первоклассный ресторан с общим залом, небольшие буфеты, читальня и зал для танцев и концертов. К услугам постояльцев были гостиничные экипажи. На прилегающей к гостинице территории располагалась собственная молочная ферма и огороды. С балконов номеров открывались прекрасные виды на курортный парк. Отмечают, что даже летом в «Метрополе» никогда не было жарко: островерхая крыша, балконы, широкие галереи защищали помещения от палящих солнечных лучей. Кроме того, в гостинице имелся современный на тот момент водопровод, электрическое освещение и, что особенно важно, — отопление. Ведь до 1930 года жизнь в Ессентуках бурлила только летом, на зиму же все гостиницы закрывались. Единственное исключение многие годы и составлял «Метрополь». И, конечно же, эта гостиница принимала самых высокопоставленных и состоятельных гостей. Ну, а как же иначе с таким названием. Горький, Чехов и другие — Гостиница «Метрополь» — здание безусловно уникальное, — говорит Ольга Чихун, научный сотрудник ессентукского краеведческого музея имени Шпаковского. — Долгое время оно было витриной, символом города и любимым местом ессентучан. Это самый центр, так называемый «пятачок». Вся светская жизнь города проходила здесь: кинотеатр, магазины, кафе, аптеки и, конечно, курортный парк — все в шаговой доступности. И мы очень гордились этим зданием. Некогда фасад «Метрополя» украшали мемориальные доски, напоминающие о его выдающихся постояльцах. Тут отдыхали известные артисты столичных театров, останавливался журналист В. Гиляровский и писатели: М. Горький, А. Чехов, О. Мандельштам. Последний в одном из своих очерков даже оставил о Ессентуках небольшую, но поэтичную заметку: «Лицо города в густой листве, как женское лицо под покрывалом». — Если говорить о знаменитых людях, хочется назвать Константина Сергеевича Станиславского, — продолжает Чихун. — Он приезжал к нам неоднократно. Можно сказать, что у нас он практически создал свою теорию — помогала спокойная располагающая к творчеству обстановка. Хотя поначалу ему в Ессентуках не понравилось, в своем самом первом письме супруге, отправленном отсюда, он писал: «Куда я попал?.. Если я выдержу здесь хотя бы одну неделю, я потребую себе орден за долготерпение». Но через два дня все изменилось. Он попил водички, надел белый костюм от Дюшара. И, конечно, ему понравилась гостиница: центр города, рядом музыка и театр, в котором он проводил почти все время. Уже через три дня он пишет жене новое послание: «Я немножко наклеветал на Ессентуки. Здесь лучше, чем в Виши». К сожалению, многого из истории гостиницы уже никогда не удастся узнать. В 1942 году дореволюционный архив Ессентуков был спешно эвакуирован из города и утрачен по дороге при неясных обстоятельствах. — Из-за малого количества информации с годами гостиница обросла легендами, — говорит Чихун. — В частности, предполагалось, что представители дома Романовых тайно находились здесь во время революции. Так это или нет — неизвестно. Но из этих домыслов понятно, как простые жители Ессентуков относились к гостинице: считалось, что в «Метрополе» могут жить даже цари. Зато доподлинно известно, что в «Метрополе» в некотором смысле «зародилась советская власть» — именно в нем прошло первое собрание местных рабочих депутатов. Во время Великой Отечественной войны здесь размещался один из самых больших госпиталей КМВ. А уже после 1945 года гостиница снова стала принимать постояльцев. Правда, как бы сказали сейчас, уже «под другим брендом». Советские чиновники переименовали «Метрополь» в «Маяк» — уж больно веяло от старого названия буржуазными привычками. После войны здание ни разу не реставрировалось, гостиница ветшала, пока не превратилась, наконец, в скромный пансионат для пенсионеров. От роскоши к руинам Именно в таком состоянии «Маяк» был приватизирован в конце 80-х годов. А уже в начале лихих 90-х собственник предпринял попытку реконструировать здание и даже надстроить еще один этаж. Эксперимент закончился полным провалом: старинный фундамент «поплыл», не выдержав нагрузки. Работы пришлось остановить, а здание — законсервировать еще на несколько лет. В начале нулевых «Маяк» и еще несколько зданий по улице Красноармейской отошли новому инвестору, в чьих планах было снести гостиницу и построить на ее месте торговый центр из стекла и бетона. Но к тому времени «Маяк» уже приобрел статус памятника архитектуры регионального значения. Сносить здание было нельзя, а реконструкция была уж очень дорогой и трудоемкой. Собственники взяли время на размышления, завесили исторический фасад баннером, который, кстати, и находится там до сих пор. За годы простоя «Маяк» полностью обветшал — от роскошного отеля остались одни лишь стены. — Концепция еще до сих пор не утверждена, — объясняет представитель компании-инвестора Павел Айтов. — Но планируется торгово-развлекательный комплекс с конференц-залом на месте гостиницы с сохранением всех декоративных элементов фасада. А в соседних особняках (на улице Красноармейской — Ред.) как раз, скорее всего, будет отель или гостиница с большими подъездными путями и инфраструктурой. Через дорогу другой инвестор пытается реконструировать Нижние ванны. Поэтому для гостей будет очень удобно из гостиницы попадать в современный спа-центр. По словам инвестора, начало реконструкции затягивается из-за многочисленных бюрократических процедур, завершить которые планируется до конца этого года.

Ессентукский «Метрополь»: памятник ушедшей эпохи и бесхозяйственности
© «Это Кавказ»