Уральские ювелиры перешли на выпуск недорогой массовой продукции
Основная тенденция российского рынка - сокращение продаж изделий из золота, в рост пошло серебро: соответственно 33 и 65 процентов в общей структуре в 2018-м. Для сравнения: по данным Пробирной палаты РФ, в 2014 году доля золотых изделий составляла 52 процента, серебряных - 45. Изменения, по мнению экспертов, обусловлены перетеканием спроса в более низкий ценовой сегмент: актуальная средняя цена украшения - 2560 рублей. Как следствие, производители расширяют ассортимент продукции за счет более легковесных моделей, как они говорят, "в ушах много - в граммах мало". Десять лет назад среднее золотое изделие весило 10-15 граммов, в 2014-м - 2,6, а в прошлом году - всего 1,84 грамма. Сейчас, говорят эксперты, общий уровень потребления стабилизировался, но покупатель стал более избирателен и лаконичен в формировании потребительской корзины. - Будем честными: прежних бюджетов на покупку "ювелирки" у населения уже нет, и в условиях новой реальности выживут только клиентоориентированные производители. Белое золото уступает серебру, драгоценные камни - "полудрагам", а их, в свою очередь, теснит синтетика, - признает маркетолог ювелирной компании Ирина Панина. - Для покупателя теперь дизайн украшения важнее статуса. Чтобы заманить его возможностью выбора, производители расширяют ассортимент. Это хорошее время для компаний, выводящих на рынок качественный и недорогой товар: сейчас проворные "малыши" способны подвинуть менее расторопных гигантов. Под требование времени и покупательскую жажду дизайна перестраиваются и учреждения профобразования. - Наши выпускники находят применение не только собственно в ювелирном бизнесе, но и в других структурах, где так или иначе требуется дизайн. Наших студентов даже приглашают вести мастер-классы, например, в Китае. Их охотно приглашают уральские, сибирские предприятия, скажем, в Красноярске или Томске, где мало специалистов, - подчеркивает профессор Уральского горного университета Валентина Кардапольцева. - Мы учитываем требования бизнеса: сотрудники ювелирных компаний проводят практические занятия, ведут дипломников, и эти дипломные работы учитывают возможности и потребности реальных производств. Конечно, ювелирное дело сейчас не в лучшем состоянии, но мы верим, что красота спасет мир. По данным администрации Екатеринбурга, в городе работают 108 ювелирных мастерских - от ориентированных на люкс и эксклюзив с ценами от полумиллиона рублей до самых скромных, обещающих "ремонт и реновацию". Впрочем, в случае необходимости в последних тоже легко изготовят серьги или кольцо с "дизайном, подчеркивающим вашу индивидуальность". Такие мастерские своим официальным профилем скорее всего обязаны особенностям налогового законодательства: тем, кто занимается не изготовлением, а лишь ремонтом ювелирных изделий, разрешено работать по патенту. Более того, на территории Свердловской области для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, ремонтирующих "ювелирку", установлена налоговая ставка в размере ноль процентов. Возможность завести собственное дело привлекает молодых ювелиров, поработавших в крупной компании и жаждущих профессиональной самореализации. "Выживать удается", - скромно охарактеризовал состояние своего бизнеса один из таких предпринимателей по имени Павел. По его словам, больше всего проблем создает 115-й федеральный закон: если фирма не может позволить себе содержать собственного бухгалтера, ей довольно трудно работать с банками, которые скептически относятся, например, к договорам с физлицами о покупке давальческого сырья - драгоценных металлов и камней. Бизнес Павла спасает клиентоориентированность, в его мастерской выполнят любые пожелания: скопируют серьги с глянцевой картинки, сделают особенное кольцо для помолвки, подвеску по рисунку заказчика и так далее. Тем, кто занимается не изготовлением, а лишь ремонтом ювелирных изделий, разрешено работать по патенту, причем для впервые зарегистрированных налоговая ставка нулевая Впрочем, в крупных компаниях работа для ювелиров найдется: на рекрутинговых сайтах десятки открытых вакансий с зарплатами от 40 тысяч рублей. - Всех наших выпускников разбирают, предприятия в них заинтересованы. Из 13 человек последнего выпуска шесть пошли в вузы, поэтому мы не смогли выполнить заявку крупной ювелирной фирмы, которая просила десять специалистов, - рассказывает Ольга Исупова, старший мастер техникума "Рифей". - Наши ребята легко осваиваются на работе, ведь мы даем им не специальность, а профессию: они умеют работать с золотом, платиной, палладием, серебром. На производство начинающие ювелиры, как принято в отрасли, приходят уже со своим инструментом. "Набор молодого специалиста" обходится минимум в пять тысяч рублей: лобзик покупается один на всю жизнь, быстро изнашивающиеся надфили стоят по 300 рублей, штихели, которые еще нужно научиться затачивать, - по 760. В обществе, где технологические уклады сменяются очень быстро, труд золотых дел мастера веками остается преимущественно ручным. В "ручном режиме" до сих пор ведутся и продажи. Одним из факторов грядущего роста рынка эксперты называют ожидаемую отмену запрета на торговлю ювелирными изделиями через интернет. Сейчас онлайн-продажи называют "условно легальными", так как свободная реализация драгоценных материалов и камней запрещена, но разрешена дистанционная. Решения этой дилеммы участники рынка ждут уже несколько лет, соответствующий законопроект, разработанный Минэкономразвития РФ, готовится к рассмотрению. Но, по данным Гильдии ювелиров России, лишь треть покупателей готова приобретать такие товары онлайн. Даже лояльная к интернет-торговле молодежь предпочитает в Сети лишь мониторить цены и изучать варианты перед традиционной, из рук в руки, покупкой. Экономические потрясения, отмечают эксперты, сказались прежде всего на средней ценовой категории, а премиум по-прежнему чувствует себя хорошо, так же как нижний ценовой сегмент. А еще ювелиры, занимаясь бизнесом, не забывают об искусстве. Екатеринбургские компании, застолбившие люкс-сегмент, регулярно занимают пьедесталы международных выставок. - Наши ученики добились успеха, - гордится Надежда Кузнецова - профессор и выдающийся ювелир, первая из женщин представительница этой профессии в свердловском Союзе художников. Областное правительство поощрило ее званием "мастера народных промыслов", ВДНХ и фонд Фаберже - медалями, а многие годы работы дали о себе знать аллергией на малахит. Ее украшения хранятся в музеях, и каждое как захватывающий роман, который рассказывает искусно обрамленный металлом камень. Надежду Дмитриевну огорчает, что издавна славившийся мастерами Урал лишается золотых рук: - Ребята с талантом и амбициями уезжают в Москву и Петербург. В провинциальном Екатеринбурге им делать нечего, поскольку здесь нет хороших продаж. Ведь ювелирное искусство развивается там, где высокие доходы. Драгоценные украшения - это самое последнее, в чем люди нуждаются.