Войти в почту

Из хобби в бизнес: как краснодарский сварщик наладил производство кожаных аксессуаров

Всегда вызывают неподдельный интерес люди, которые могут сотворить что-то оригинальное своими руками, особенно когда это относится к вещам из натуральных материалов: металла, дерева, кожи, ткани. Наш собеседник — молодой парень Михаил Серик, работая с металлом, заинтересовался совсем другим делом, ставшим впоследствии самым важным. О представителях его новой специальности знают достаточно мало, их находят обычно через друзей и знакомых, а тем, что они изготавливают, гордятся и пользуются годами. О бизнесе, творчестве, трендах и кошельках мы и поговорили. — Михаил, с чего начинался ваш интерес к изделиям из кожи и как вы пришли к своему делу? — У меня есть армейский друг, который увлекается созданием музыки для себя, диджейством в домашних условиях. Для этого он покупает специальную аппаратуру, изучает программы, посвящает этому все свободное от работы в госструктуре время. Так вот, он мне лет девять назад сказал, что у каждого мужчины должна быть своя отдушина в этой жизни, хобби, которому можно и нужно посвятить часть своего личного времени и пространства. Я задумался несколько лет назад: а какое у меня хобби? Честно пришлось самому себе ответить: смотреть телевизор. Порядка семи лет назад в одном из пабликов я увидел олдскульное портмоне, мне захотелось создать что-то подобное. Приобрел кожу, сшил свой первый кошелек, который впоследствии подарил коллеге, потом второй, третий… Так и началось. Знания постепенно росли, позднее сшил себе пару кошельков, потом рюкзак, с которым проходил пару лет. Я бы и сейчас его носил, но кошке он тоже понравился, и она об него поточила когти и порвала задню спинку. Надо сказать, что после службы в армии я не мог долгое время определиться с направлением своей деятельности, работал финансовым консультантом, тренером в системе одного крупного ретейлера, еще кем-то. Все эти пробы не стали мне близки. В 2009 году я обучился профессии сварщика и до последнего времени в большей или меньшей степени работал по этой профессии, в том числе и на Ямале. Честно скажу, работа сварщиком изменила мою жизненную философию. Ранее я был молодым, неорганизованным, неусидчивым парнем, в процессе работы я поменял свой подход, стал вникать в секреты профессии. В конечном итоге любопытство и интерес к мелочам, скрупулезное изучение вопросов и подтолкнули меня к кожевенному делу — изменилась лишь сфера. Мама до сих пор удивляется тому, откуда в их семье появился такой специалист. Раньше в роду таких не наблюдалось (смеется. — Прим. ред.). Сейчас пришел к выводу, что из увлечения, хобби мой интерес перешел в дело. Вот подаю заявление на регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя. — Как вы относитесь к идее введения налога для самозанятых? — Честно? Положительно. Приведу пример. Моей маме 72 года, она работала в колхозе водителем, дояркой и много кем еще за свою жизнь. Так вот, она получает пенсию лишь на 1 тыс. руб. больше тех, кто практически не работал, вел антисоциальную жизнь. Это несправедливо на фоне того, что неработавшие пенсионеры также пользуются всеми льготами, ходят в поликлиники и ни копейки налогов не платили государству. Я плачу налоги, и самозанятые будут платить, но и они будут вправе требовать от чиновников то, что им положено, пенсия у них будет заработанная. Наше правительство принято ругать, но в этом вопросе я согласен с позицией, что жить надо на социальные льготы и пенсионные деньги, заработанные своим трудом. Мне жаль, что в перечень самозанятых в нашем регионе не вошли кожевенники, поэтому буду оформлять ИП. — Как приходит идея изделия? — Прежде всего, это желания людей. Они приходят ко мне с конкретным запросом. Моя задача — создать кошелек, который клиент уже придумал. Тем не менее, задумку человека мы обсуждаем, я что-то советую, от чего-то отговариваю. На собственную оригинальную идею наталкивают видеопрезентации, особенно модных домов, где работают сотни крутых дизайнеров, фото в соцсетях и пабликах мастеров. Недавно сделал для мамы кошелек, дизайн которого навеян последним Porsche Cayenne — идеально матово-­черный, со строчками и молнией. У меня уже много своих идей и проектов, которые пора переводить в реальные авторские коллекции. — Почему не пошли учиться к именитым мастерам, а стали самостоятельно получать образование в этой области? — Когда я делал первые шаги, то просто не знал об их существовании, но самое главное — не люблю навязываться. По прошествии лет уже ко мне обращаются с просьбой научить этому делу, но я отказываю. Нет ни времени на это, ни желания. Не готов делиться тем, чему учился долгие годы самостоятельно. Да и как определить стоимость моего времени, знаний, каких-то авторских наработок и приемов? — Дорогое это удовольствие — заказать у вас, к примеру, мужское портмоне? — Стандартное — ориентировочно 4 тыс. руб., удлиненное — до 5 тыс. руб., на молнии — до 7,5 тыс. руб. Кстати, не люблю иностранные заимствования и называю портмоне простым русским словом «кошелек». Маленькая женская сумочка — от 5–7 тыс. руб., большой мужской рюкзак — в районе 20 тыс. руб. Идея сшить рюкзак была навеяна похожим рюкзаком от одной очень известной зарубежной марки, его цена — 180 тыс. руб. Эта модель мне очень понравилась, но я ее доработал по своему вкусу. Цены разные, зависят от сложности и качества материала. — Что чаще всего заказывают и кто по гендерному разделению? — Кошельки, конечно, но в последнее время все больше стали интересоваться рюкзаками из кожи, думаю, это будет в скором времени еще один тренд. Заказывают и мужчины, и женщины в равной пропорции, также они равны по требовательности. — Какие тенденции вы можете отметить? — Персонализация всех изделий. Неважно, что это будет, главное — чтобы стояли инициалы, фамилия, знак зодиака. Раньше этого было меньше, да и я был против, но потом понял, что это уже не тенденция, а часть самого изделия, как молния. Персонализацию сейчас можно поставить даже на текстиль, предварительно нанеся надпись на кожу акриловыми красками, тиснением, гравировкой. Популярны также заклепки, шипы, карабины и все необычное. К примеру, я начал работать над кошельком с часами и девизом «Время — деньги». — Какой материал чаще всего используете: импортный или отечественный? — Отечественную кожу. Она ничуть не хуже импортной, поверьте, а вот фурнитура вся импортная, с нашей все плохо, да и выбор в Краснодаре небольшой. Сейчас думаю заключить договор о поставках материала с Гомельского кожевенного завода (Беларусь). Идей много, и они вдохновляют меня. — Много ли в Краснодаре продается подделок, или, как их еще называют, реплик, изделий известных мировых брендов? — Колоссально много. Иногда копии бывают отличного качества, сшиты даже из кожи, но их выдают мелочи, которые увидеть может человек, который сам шьет. И еще цена выдает. У известной марки сумочка может стоить 80 тыс. руб., а в магазине она неожиданно продается за 40 тыс. руб. Уверяю, ее себестоимость при поточном изготовлении гораздо меньше. Здесь непонятно: это местные деловые люди завышают ценник или наши китайские друзья изначально так продают. Я этого не понимаю. Если это копия, так и продавать ее надо по адекватной цене, чтобы купить ее могло больше людей. Очень много случаев, когда под видом кожи продают товары из кожзама. Иногда продавцы сами об этом не подозревают ввиду того, что сейчас появились материалы с приставкой «эко», которые полностью повторяют структуру натуральных и проверять которые огнем бесполезно. Есть только один верный способ — заглянуть под подкладку. Вместе с биркой может также висеть кусочек настоящей кожи — знак натуральности сумки, но только он и будет единственным сделанным из шкуры. Отмечу, что приставка «эко» на самом деле не всегда означает, что окружающей среде не наносится ущерб. Ту же экокожу делают из нефтехимии, а для изготовления бумажных пакетов вырубаются деревья. — С кем-то из коллег вне края поддерживаете отношения? — Только с ними и общаюсь, к примеру с Анной Коржевой из Санкт-­Петербурга, у нее свой магазин, с Николаем Фомичевым. Мы в сети общаемся, «лайкаем» работы друг друга, что-то обсуждаем. — С магазинами не работаете? — И не собираюсь, они делают сумасшедшую накрутку с коэффициентом 1,8. У меня совесть не позволяет продавать по таким ценам, да и невыгодно это: за большую сумму то же портмоне будет долго искать своего покупателя. — Близкие — жена, мама — помогают вам или больше критикуют? — Они меня оберегают от необдуманных поступков. Иногда они, когда поступают различные предложения принять участие в том или ином модном показе, перформансе, со мной вместе обсуждают идею на предмет того, нужно ли мне это, принесет ли пользу. Иногда жена приводит аргументы за, иногда — против, но после обдумывания вопроса я принимаю окончательное решение. Иногда оказываюсь прав я, иногда — близкие. — Следите за работами своих коллег в крае и за количеством людей, задействованных в этом бизнесе? — Нет. В подавляющем большинстве они пошли по другому пути развития, который мне не подходит. Я не вижу у них таких идей, которые привлекали бы меня, но это не значит, что они работают плохо, а я какой-то самородок и гений (смеется. — Прим. ред.). У них свое направление, у меня — другое, поэтому очень редко бываю на их страницах в соцсетях. В крае, по моим наблюдениям, активно шьют аксессуары из кожи пока крайне мало людей, я знаю о пяти специалистах. Это больше ремесло, нежели бизнес, но с каждым годом тех, кто начинает работать в этой сфере, становится все больше. Считаю, что кратное увеличение специалистов в этой области произойдет уже в ближайшие годы. У Кубани есть шансы стать в будущем регионом с развитой сферой изготовления авторских изделий из кожи.

Из хобби в бизнес: как краснодарский сварщик наладил производство кожаных аксессуаров
© Деловая газета.Юг