Ещё

Петербургская балерина провела мастер-классы в столице Киргизии 

Фото: Российская Газета
впервые посетила петербургская балерина, а ныне педагог Академии русского балета имени Агриппины Вагановой Татьяна Черкашина. Именитая гостья провела серию мастер-классов для учащихся Бишкекского хореографического училища имени Чолпонбека Базарбаева, а также вместе с киргизскими коллегами обсудила планы дальнейшего сотрудничества.
Татьяна Черкашина провела в столице всего три дня, и чтобы побеседовать с ней, пришлось ехать на репетицию в хореографическое училище. Шестой танцевальный зал, где проходили мастер-классы, был практически до отказа заполнен учащимися и преподавателями. Пока одни юные танцоры репетировали с российским педагогом, другие ждали своей очереди и что-то записывали в тетрадках.
— Ваш приезд — разовая акция или начало продолжительного сотрудничества?
Татьяна Черкашина: Я приехала по личному приглашению директора бишкекского училища Джамили Туляевой. Мы с ней знакомы очень давно: вместе учились в академии, только на параллельных курсах, и выпускались в один год. Она попросила меня провести семинары по классическому танцу для учащихся младших классов. Я с радостью откликнулась на ее просьбу.
Должна сказать, что академия русского балета имени Вагановой — это уникальное учебное заведение, если не единственное в мире, где создана система , на которой строится классический балет во всем мире. Мы же, если можно так сказать, являемся хранителями этой методики и, конечно же, делимся опытом. Кстати, , когда узнал о приглашении из Бишкека, очень позитивно к этому отнесся.
В Киргизии я впервые. На меня произвели сильное впечатление горы. Снежные вершины на фоне голубого неба — завораживающее зрелище. К сожалению, у нас насыщенный график, и многое посмотреть не удалось, но надеюсь, что приеду в республику снова.
— Рассматривалась ли возможность дальнейшего обучения наиболее талантливых молодых танцоров в вашей академии?
Татьяна Черкашина: Должна сказать, что у нас учатся ребята из Киргизии. Они занимаются как по классу классического танца, так и на хореографическом, а также концертмейстерском отделениях. Такая практика сложилась давно, и мы с удовольствием принимаем одаренных ребят. Нас с Бишкекским хореографическим училищем связывает очень многое.
В свое время именно в академии имени Вагановой обучались такие известные танцоры и народные артисты СССР, как Айсулу Токомбаева, Бюбюсара Бейшеналива, Рейна Чокоева и другие, которые затем исполняли ведущие балетные партии на сценах знаменитых театров мира.
— В Киргизии вы провели несколько репетиций с юными танцорами. Можно ли уже сделать какие-то выводы об уровне их подготовки?
Татьяна Черкашина: Должна сказать, что меня порадовали учащиеся хореографического училища. Ребята очень дисциплинированные и на репетициях ловили каждое слово. Я вообще была приятно удивлена тем, насколько трепетно в республике относятся к балету. Но все же, как мне показалось, ощущается нехватка детей, которые по физическим данным подходят для классического танца. Поэтому у киргизских коллег есть проблема с отбором наиболее талантливых ребят, и на педагогах лежит большая ответственность при подготовке танцоров.
В России дела обстоят намного лучше. К нам в академию приезжают со всей страны, и у нас есть возможность отбирать учащихся более тщательно. И все же хочу отметить, что ребята в Киргизии очень сообразительные и у них есть большое желание заниматься балетом. На репетициях они очень старались, чтобы у них получалось именно так, как я просила. Так что у меня сложилось очень хорошее впечатление от ребят, от коллектива преподавателей, от училища и от страны в целом.
— Вам не показалась что киргизскому балету не хватает каких-то новых веяний?
Татьяна Черкашина: Думаю, именно с этим и связано приглашение Джамили Сатаровны и проведение такого рода мероприятия. Каждая балетная школа имеет свою изюминку. Между тем отклонение от правил в подготовке танцоров может сыграть пагубную роль. Единый уровень преподавания поддерживать необходимо, и я очень рада, что сейчас в бишкекском хореографическом училище этому уделяется большое внимание. В изучении движений классического танца нужно соблюдать своеобразный стандарт, но подход к каждому ученику должен оставаться индивидуальным. Ведь дети все разные, со своим характером, и педагог должен помочь ребенку раскрыть талант.
— Как вы полагаете, не навредит ли классическому танцу модерн, который вновь становится популярным, и возможно ли совмещение этих направлений?
Татьяна Черкашина: Думаю, что нет. Эти танцевальные направления могут существовать лишь параллельно. Другое дело — методика преподавания классики. Конечно же, программа меняется и совершенствуется. Кстати, я поделилась ею с киргизскими коллегами.
Сегодня мы стараемся ориентироваться на то, чтобы классический танец становился более сложным технически. Меняются внешние критерии балерины и танцовщика, повышаются требования к ним. Вы посмотрите на фотографии артистов балета 50-х годов ХХ века и сравните их с нашими современниками. Сейчас у исполнителей более высокий рост, больший подъем стопы, ее натяжение. Следовательно, изменились высота подъема ноги, гибкость артиста и балетный шаг. Также заменились более современными балетная обувь и костюмы. Все это надо учитывать при подготовке танцоров.
Ключевой вопрос
— В Киргизии есть немало постановок, где сочетаются элементы классического и национального танцев. Например, балеты «Чолпон», «Манкурт», «Материнское поле». На ваш взгляд, будет ли какие-то фрагменты из них интересны для российских балетмейстеров?
Татьяна Черкашина: Какие-то национальные элементы, полагаю, будут полезны для балетмейстеров и хореографов. Ведь что-то новое в спектаклях — это всегда красочно, ярко, добавляет новые ощущения. Что касается внесения изменений в программу подготовки в классическом танце, то, наверное, нет. Ведь именно классика — основа для любого балета, с каким бы национальным колоритом он ни был поставлен.
Кстати
Модерн — одно из направлений современной хореографии, зародившееся в конце XIX — начале XX веков в США и Германии и отвергающее традиционные балетные каноны. Однако отказаться полностью от классических балетных форм представителям модерна на практике не удалось.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео