Прозрение утопающих: Порошенко резко изменил стратегию на выборы
Во всяком случае в заявлениях президента озвучено существенное изменение самой концепции идеологического наполнения кампании. Что особенно интересно — об изменении кампании забыли сообщить не только штатным "порохоботам", но даже и руководителям пропрезидентских парламентских фракций. Порошенко признал, что на протяжении последних пяти лет им были допущены существенные ошибки и он намерен их исправлять. Что же это за ошибки? Языковой вопрос «Вот послание для жителей востока Украины. Первая позиция: мы должны сохранить Украину, никто не будет посягать на ваше право говорить на русском языке. Я сам русскоязычный, и я уже много раз говорил, что для меня абсолютно естественно говорить на русском языке». Порошенко призвал граждан выучить украинский язык, но уточнил, что «гражданину Украины надо создать комфортные условия и не ущемлять в праве общаться в быту, в школе, в образовании на том языке, который ему удобнее». Внешне изменения не такие уж существенные и примерно соответствуют подходу Зеленского — давить на людей не надо, они на государственный язык перейдут сами. Но то, что выглядит естественно для Зеленского, для Порошенко, сделавшего ставку на националистический электорат, — поистине революция. В частности, теряет смысл рассматриваемый в парламенте закон о языке, и встаёт вопрос о пересмотре языковых статей закона об образовании (хотя последнее сомнительно — президент упомянул о школьной реформе как об одной из успешных). Самое забавное, что ещё 8 апреля утром представители пропрезидентских фракций (БПП, «Народный фронт» и «Воля народа», а также председательствующая на Согласительном совете Ирина Геращенко) говорили о необходимости закончить рассмотрение поправок и принять закон о языке. Кадровая политика Президент признал ошибки с рядом назначений, хотя и не указал, кого он имел в виду. Теперь настало время новой кадровой политики: «никаких бизнес-партнеров, никаких близких людей Петром Порошенко больше назначено не будет, пока он является президентом, в том числе во время второго срока». Более того, вообще будут изменены принципы кадровой политики — «первый кадровый резерв, первые социальные лифты, из которых я буду формировать команду, новую команду, будут лидеры общин, которые умеют обеспечивать стратегическую коммуникацию, общаться с гражданским обществом, которые знают, что такое улучшать жизнь общины, которые знают, как служить государству». Ну что ж, тут президенту можно поверить. Он уже руководствуется такими принципами. Буквально накануне выступления он назначил и.о. Одесского губернатора руководителя фракции БПП в облсовете Сергея Паращенко. Этот политик известен тем, что он действительно смог наладить «стратегическую коммуникацию» в своём родном селе — там приняли участие в голосовании свыше 90% граждан, а рейтинг Петра Порошенко составил 44% (по области — 9%). Стратегическая коммуникация Президент признал ошибки, совершённые в сфере коммуникации с гражданским обществом, но не объяснил, в чём будут состоять изменения. По сайту президента подход его такой: «стратегическая коммуникация была полностью разрушена. Решения принимались кулуарно, а даже если они были абсолютно правильные, они не вызывали доверия у общества. (…) Изменение стратегической коммуникации: когда ты объяснишь, когда ты учтешь замечания общественных активистов — это точно будет работать лучше». Специфика корпуса «активистов» на Украине показывает, что учёт их замечаний неизменно ведёт к катастрофе. Да и вообще — для учёта нужна соответствующая инфраструктура, а о ней президент не говорил. Путин и Зеленский В ответ на вопрос журналистов относительно того, не имеется ли в виду Зеленский на появившихся накануне плакатах «21 апреля — решающий выбор» с изображениями Порошенко и Путина, президент извинился за неправильно понятый плакат и объяснил, что не считает Зеленского агентом Путина. А вот насчёт самого Порошенко и его рекламистов есть сомнения. Как отметила на своей странице в «Фейсбуке» бывшая министр юстиции Елена Лукаш, «изображение Путина в рекламе Порошенко, в соответствии с законом, могло быть использовано только в двух случаях: с согласия Путина; в интересах Путина или иных лиц. Возникает ряд вопросов к нашему ясеню: вы получили разрешение Путина или просто действуете в его интересах?» Лукаш цитирует Ст. 308 Гражданского кодекса, но плакаты также нарушают Ст. 8 закона о рекламе, которая запрещает изображение в рекламе физического лица или использование его имени без письменного согласия, а также Ст. 64 закона о выборах, запрещающую участие в предвыборной агитации лицам, которые не являются гражданами Украины. Кроме того, Порошенко сказал, что не считает Зеленского наркоманом, несмотря на то что предполагаемая наркомания Зеленского является сейчас основным направлением контркампании против конкурента президента. Более того, сам президент постоянно высказывает обеспокоенность возможностью избрания наркомана президентом. Если кандидатов всего два, Порошенко и Зеленский, и Порошенко не считает Зеленского наркоманом, то кого он имеет в виду? Порошенко также утверждает, что «дебаты — это ключевой элемент демократии. Не может 45-миллионная страна "покупать кота в мешке"». Опять же — кого он имеет в виду? В 2014 году сам Порошенко в дебатах не участвовал… Осознал ошибку? О чём Порошенко не говорил Во-первых, Порошенко не говорил о томосе. Это, в общем, и понятно. Широким массам избирателей эта тема не интересна. Справедливости ради надо отметить, что вообще тема томоса свой позитивный эффект дала — именно после получения томоса и создания ПЦУ рейтинг президента впервые сдвинулся с места и пошёл в рост. Эффект, конечно, был чисто политическим — президент смог провернуть аферу, в реальность которой никто не верил. Раз это может, значит, он действительно так силён, как о нём рассказывают. Во-вторых, он не говорил об Одессе. Демарш Максима Степанова — критический момент в кампании Порошенко. Кстати, некоторые эксперты полагают, что Тимошенко проиграла выборы 2010 года в тот момент, когда Леонид Черновецкий прямо на заседании Кабмина послал её в пеший эротический тур… Резюме Очевидно, выступление гаранта на ICTV знаменует резкое изменение подходов президента к проведению своей кампании в последние две недели перед вторым туром. Он явно хочет сделать свой образ менее радикальным и расширить круг потенциальных сторонников (социологи данные не публикуют, но решительно утверждают, что поддержка Порошенко во втором туре находится на уровне примерно 20% от всех избирателей). О том, что творец «армовира» Игорь Грынив от ведения кампании отстранён, говорят уже давно. Содержание рекомендаций иностранного технолога, нанятого для коррекции кампании примерно два месяца назад, тоже известно — он такого не советовал (речь идёт о консультанте по стратегическим вопросам, имя которого не разглашается, а не о «чернушнике» Клугхафте). Скорее всего, такой резкий поворот в ходе кампании посоветовал Виктор Пинчук, который давно уже предлагал коррекцию линии президента, в частности, в вопросе Донбасса. Повлияет ли изменение риторики Порошенко на результат кампании? Вполне вероятно, но скорее в худшую сторону. Во-первых, резкая смена стратегии редко приводит к успеху. Для того чтобы привлечь внимание новых избирателей, нужен довольно большой промежуток времени (никак не две недели), зато оттолкнуть старый электорат можно запросто. Избиратели же Порошенко очень чувствительны к намёкам идеологического характера. Во-вторых, главная проблема Порошенко заключается в том, что ему не верят. Заявления президента вызвали целый вал издевательских комментариев. К тому же даже самые последние практические шаги президента расходятся с его же словами. Примечание Мог ли президент в последние дни изменить отношение к себе избирателей? Пожалуй, мог. Но для этого мало смены риторики, нужны практические шаги, которые показали бы изменение его политики. Вот что советует на своей странице в «Фейсбуке» украинский политолог Руслан Бортник: «Петро Порошенко сказал, что 31 марта "услышал украинский народ" и готов делать выводы. Искренне в это хочется верить, поэтому предлагаю Вам несколько беспроигрышных шагов: 1) поднять телефон и дать ход расследованию в отношении Гладковского, Гонтаревой, Вовка, Пашинского, Семочко и так далее (если их начнут задерживать, на вас общество вообще по-другому посмотрит). Инициировать увольнение Супрун, Вятровича, Омеляна — это Ваш камень на шее, тянущий на электоральное дно. Или Вы их, или они Вас — выбирайте; 2) инициировать переформатирование НАПК и НАБУ, Антимонопольного комитета, сокращение ГПУ и СБУ, передачу полномочий в ДБР; 3) отказаться от повышения тарифов с 1 мая и ноября; 4) инициировать безотлагательное принятие в ВРУ законов о ТСК, выборах в ВРУ, импичменте, трансфертном ценообразовании, незаконном обогащении, оппозиции и так далее — у Вас все получится, если захотите по-настоящему, — примеров тому масса; 5) заявить об отказе от подписания нового закона о языках до получения положительных выводов Венецианской комиссии, Совета Европы и парламента ЕС; отказаться от незаконного вмешательства государства в религиозные дела — вообще забыть эту тему ради единства страны; 6) вынести наиболее острые вопросы политической жизни — гуманитарной жизни, экономической политики, внешнеполитического курса — на референдум. Например, в 2014 году Вы обещали именно так решить вопрос о вступлении в НАТО; 7) сделать реальные шаги в направлении мира — разблокировать действие Закона Украины «Об особенностях местного самоуправления в ОРДЛО», инициировать принятие ЗУ «О выборах в ОРДЛО», конституционных изменений в части «особенностей местного самоуправления» — получите шанс восстановить работу Нормандской четвёрки и возглавить процесс. Как показывает опыт «законов под генпрокурора», 2-х недель для всего этого даже много".