Беспилотные автомобили выйдут на обычные дороги
Масштабного использования беспилотного транспорта в России не избежать, заявил глава Минпромторга Денис Мантуров. По его словам, речь идёт о создании нового класса транспортных средств (ТС) и соответствующей дорожной инфраструктуры, которые изменят облик страны. В свою очередь, опрошенные News.ru эксперты утверждают: у беспилотников, действительно, отличные перспективы, однако повсеместное их внедрение пока не представляется возможным. Уже сейчас идёт подготовка к рассчитанному на три года эксперименту по тестированию отечественных беспилотников на дорогах общего пользования. То есть, автономный транспорт планируется испытывать не только на полигонах, но и на специально выделенных улицах Москвы, а также некоторых дорогах Татарстана и Казани. Первый автомобиль поедет предположительно по Ленинскому проспекту столицы. Денис Мантуров усматривает реальные перспективы использования беспилотников в грузоперевозках, сельском хозяйстве, картографии, мониторинге лесных массивов (в том числе для предупреждения пожаров), логистике нефтяных компаний. Этот вид транспорта должен повысить безопасность на дорогах, а также комфорт передвижения. Фактически в России создается новая для страны отрасль промышленности, рынок для которой только формируется. Если не растеряем набранный темп — а мы сделаем все, чтобы этого не произошло, — у нас есть все шансы стать одними из первых в гонке беспилотников и занять существенную долю мирового рынка в ближайшие годы, — говорит министр. Ещё многое предстоит сделать По его словам, чтобы российская промышленность была в этой области конкурентной, нам необходим «прозрачный и не перегруженный бюрократизмом правовой фундамент». У беспилотников, безусловно, большое будущее. Их использование со временем поможет улучшить условия труда водителей (взяв на себя дальние маршруты) и справиться с кадровым дефицитом на рынке, — отмечает руководитель отдела методов, процессов и инноваций FM Logistic Денис Бэнэвиз. Однако, продолжает эксперт, ещё многое предстоит сделать, чтобы повсеместная интеграция беспилотных технологий стала возможна: не хватает полноценной законодательной базы, страхования, необходимой инфраструктуры. Что касается производства — пока что отечественный бизнес закупает эти технологии за рубежом, поскольку разрыв в разработках составляет 5-7 лет, и преодолеть его будет нелегко. Кстати, в России существует целая ассоциация по развитию автономного, подключенного и электрического транспорта — «Автонет». В ней пять участников, включая «КамАЗ», который испытывает собственные прототипы грузовиков-беспилотников, а также институт НАМИ, создавший беспилотный электробус ШАТЛ. Основная идея, проводимая ими в жизнь, такова: нужно, чтобы органы управления не требовали рук и ног водителя, а были доступны электронике. При этом речь идёт о машине современной — с электронными педалями газа и тормоза, автоматизированной коробкой передач, электрическим усилителем руля. В электронные «мозги» автономного транспортного средства (ТС) заложена карта с навигацией, на которой отражены все дороги с их особенностями, скоростными ограничениями и всем прочим. Этот программно-аппаратный комплекс ведёт машину по карте по специально заложенному алгоритму. Экспансия автомобильных беспилотников начнётся с грузовиков, так как процесс транспортировки товаров осуществить гораздо проще, нежели пассажирские перевозки. Следующим этапом станет автоматизация работы такси, автобусов и железнодорожного транспорта, то есть транспортных средств, следующих по заданному маршруту. Однако перевозка людей требует полностью выстроенной и надежной системы, — рассуждает в беседе с News.ru IT-советник генерального директора транспортной компании «ПЭК» Вячеслав Тимонин. Десяти лет не хватит Если же, отмечает эксперт, говорить о коммерческом использовании беспилотников, то в ближайшие 10 лет перевозка на автономных грузовиках не будет выгоднее перевозок на обычных грузовиках с водителем. Этого времени недостаточно для полноценного изменения инфраструктуры, которое необходимо для успешного функционирования автономных ТС. Очевидно, что тема не нова. Уже в начале 20 века существовали беспилотные летательные аппараты с дистанционным управлением. Они могли перевозить грузы до одной тонны и тогда были массово внедрены, правда в военных целях, — напоминает операционный директор логистической компании «Точка-Точка» Максим Алексеев. Какова готовность к беспилотной реальности Другое дело — использование беспилотников с дистанционным или автоматическим управлением в целях оптимизации экономики для грузовладельца или грузоперевозчика. Тут всё намного сложнее, и говорить сегодня всерьёз о массовом внедрении беспилотного транспорта в России, по мнению Алексеева, бессмысленно. Если сосредоточиться на грузовом автомобильном транспорте, то не решены основные вопросы обеспечения жизнедеятельности автономных ТС: устойчивость канала связи, адаптация под фактическую инфраструктуру и ресурсоёмкость источников питания. Технологические, этические и законодательные стороны вопроса требуют отдельного внимания и проработки со стороны государства и производителей таких автомобилей. Прежде чем оцифровывать отрасль грузоперевозок, необходимо начать её трансформацию в реальной жизни. Рынок находится на пороге принятия федерального закона и правил регулирования. Это сложный период для нашего цеха, и адаптация к изменениям будет происходить не один год, — отмечает собеседник News.ru. При этом, продолжает Алексеев, беспилотники — лишь одна составляющая будущего грузоперевозок. Необходимы умные дороги и безопасный канал с одинаковой скоростью передачи сигнала по всей зоне функционирования непилотируемых машин. Грузоперевозки являются важнейшей частью цепочки поставки любых товарно-материальных ценностей, и невозможно прогнозировать сроки перехода на полную автоматизацию без оцифровки начально-конечных, транзитных, складских операций. Технологические компании, работающие в сфере автоматизации транспорта, не должны стоять на месте. Но всё это — надстройка. Базис — это люди и реальные бизнес-процессы, которые, к сожалению, сегодня в равной степени не готовы к беспилотной реальности. Между тем, во многих странах беспилотники уже превратились в обыденность. Скажем, в Китае власти разрешили повсеместно использовать беспилотный общественный транспорт. В городе Чжушчжоу с ноября 2017 года ходят трамваи-автобусы ART (автономный скоростной транзит). Они состоят из нескольких вагонов, соединенных гармошкой, как трамвай, но на колёсном ходу. На городских улицах для них предусмотрена специальная полоса, а внезапные препятствия им помогают распознать сенсоры. Нечто подобное сегодня можно увидеть и в Европе, например, на улицах Стокгольма. Россия в феврале этого года заняла 22-е место среди 25 стран в рейтинге аудиторской компании KPMG, в котором оценивалась готовность отдельных государств к внедрению беспилотного транспорта. Исследование базировалось на оценке политики и законодательства, технологий и инноваций, развитии инфраструктуры и уровне принятия беспилотных автомобилей потребителями. В пятерку лидеров рейтинга вошли: Нидерланды, Сингапур, Норвегия, США и Швеция.