Томский скульптор Леонтий Усов: «Жить надо вперёд и вверх, как Гагарин»
Всероссийскую известность мастеру принесла скульптура «Антон Павлович Чехов в Томске глазами пьяного мужика, лежащего в канаве и не читавшего «Каштанку», установленная на набережной Томи в 2004 году к 400-летию Томска. Невысокий бронзовый памятник вызвал множество споров, протестов и недоумений, но в конце концов стал считаться визитной карточкой города. Усов также является автором памятника футбольному болельщику, установленного на трибуне томского стадиона «Труд». Сибирский папа Карло В творческой биографии Усова – немало интересных страниц: Леонтий Андреевич служил актёром в театрах Ачинска, Брянска, Горно-Алтайска, Йошкар-Олы, Твери, Томска. Создатель (вместе с журналистом Виктором Ниловым) театра «Томский МХАТ» (Махонький Художественный Асимметричный Театр). Именем Усова назван сквер в Томске возле трамвайной остановки «Улица Чкалова». На вопрос, с чего начинался Усов-скульптор, Леонтий Андреевич улыбнулся: «В один прекрасный момент я понял, что искусства в театре нет, есть высокое ремесло. А как оставить след в искусстве? Надо же наследить. Недолго думая, взял карандаш, стал учиться рисовать, освоил графику, живопись, потом как-то незаметно перешёл в скульптуру. Вот так закончилась моя актёрская жизнь. Первая выставка работ состоялась в 1995 году, организовал её Александр Ширвиндт, за что я ему бесконечно благодарен». В новосибирскую экспозицию вошли 44 работы из кедра и берёзы, выполненные в различных стилях и в разные периоды творчества: Мейерхольд, Горький, Чехов, Микеланджело, Данте, Пикассо, Гоголь, Бетховен, Галанин, Сукачёв, Агузарова... Печальный Станиславский на скамье – макет памятника, который планируется установить в Москве. Усов привёз в Новосибирск не только скульптурные портреты. Крайне интересно рассматривать работу «Река забвения». Человек погребён толщей воды. Его руки воздеты к небу, их видно по локоть. Вместо лица – только нос. Вольготно чувствуют себя на поверхности мифической реки Леты только опавшие листья. Вызывают множество ассоциаций работы «Язык мой», «Пригвождённый», «Телефон», «Поцелуй», диптих «Путь наверх» и «Путь вниз». В память о своём актёрском прошлом Усов сделал «Белого клоуна». «Профессия артиста – сложна, трудна, жестока. Нередко тебе хочется плакать, а надо смеяться!» – признаётся Леонтий Андреевич. Ещё одно воплощённое воспоминание о театре – скульптура пожилой женщины «Одинокая», сделанная в далёком 1972 году из берёзового полена, взятого за кулисами томского ТЮЗа. «Это уже шаманство» Усов отличается весьма необычной трактовкой. К примеру, характерной деталью скульптуры Шекспира стала трещина в голове великого драматурга, символизирующая, как заявил автор, знаменитый шекспировский вопрос: «Быть или не быть?» На выставке в НГХМ – два Пастернака. А Сальвадору Дали посвящено сразу 5 работ. «Дали – художникообразующий творец. Его произведения позволяют проявляться буйству фантазии. С другой стороны, жизнь Дали – это пример многолетнего самопоедания», – отмечает Усов. Центральное место в экспозиции занимает «Сибирский валенок» – ещё один будущий памятник. В этой работе обращает на себя внимание каждая деталь. Усов дал подробный комментарий: «Замочек на ушке – символ надёжности сибиряка. Незастёгнутая пуговица – образ свободы. Большая полузаштопанная дыра говорит нам следующее: нефть и газ добываем, а все налоги в Москву уходят! Венчает валенок кулак с огромным указательным пальцем, похожим на стартующую космическую ракету. Что я хочу этим сказать? Жить надо вперёд и вверх – как Гагарин. Рядом с валяной обувкой – ключ, отсылающий нас к тайне сибирского замеса, и кубик, говорящий о небывалом азарте жителей Сибири. Конечно же, горжусь, что я сибирский валенок, потому что мы крепкие и простые и нас ничем не возьмёшь!» Скульптор не скрывает, что сложные композиции созданы им не из цельного куска дерева. К примеру, Горький состоит из 7 фрагментов, а Моцарт – из 27. Перед нами – голова композитора, обе руки опёрлись на трость, между пальцев – сигарета с мундштуком. У Юрия Шевчука – настоящие очки. «Кедр – превосходный материал для работы. Ощущение, будто леплю из него, а не вырезаю. Технология изготовления скульптурного портрета довольно проста. Берёшь фотографию, рисуешь образ. Потом приступаешь к работе с деревом. Если что-то запорол – поправляешь. В среднем на одну работу уходит две недели. Главное – сделать живыми глаза. Но это уже шаманство, я не знаю, как это получается», – рассказывает скульптор. Изюминка выставки – 18 фотографий Вячеслава Гребнева в серии «Усов в мастерской». «Двери никогда не закрываются – народ у меня постоянно, тем более что мастерская на первом этаже. Но от работы отрываться нельзя. Спасает состояние публичного одиночества, хорошо знакомое по годам актёрства!» – смеётся Усов. На вопрос о самой любимой, важной, ценной из своих семи сотен скульптур Леонтий Андреевич ответил не задумываясь: «Самая любимая – та, над которой в данный момент работаю, сейчас это Пушкин. Ещё задумал скульптурную группу «Гоголь, Пушкин и Чехов, играющие в карты» – наверное, летом засяду!» Один из гостей выставки, новосибирский художник Владимир Авдеев, вспоминает: «Первый раз Усов выставился в Новосибирске ровно 20 лет назад, в арт-галерее «Чёрная вдова». А познакомились мы с Леонтием ещё раньше, когда он был артистом томского ТЮЗа и ничего не предвещало дальнейшего взлёта». Его работы поразительны. Своеобразие Усова – в необычной работе с пространством. Налицо и природное остроумие, ироничное отношение к жизни. Исторический факт: памятники, поставленные при жизни автора, ругали везде и всегда. Это же пережил и Усов. Но теперь все гости Томска фотографируются с Чеховым на набережной! А ещё эта скульптура изображена на афише Одесского театра, где идёт спектакль по чеховским произведениям... В апреле экспозиция уедет из Новосибирска в Брянск на Международный фестиваль искусств «Плюс театр». Досье Леонтий Усов. Отметил в прошлом году своё 70-летие. Заслуженный художник России, почётный академик Российской академии художеств, основатель Томской гильдии художников, председатель жюри Международного фестиваля-конкурса «Праздник топора». В основном работает с деревом. Специализация – образы известных людей: писателей, поэтов, артистов, режиссёров, философов. Автор более 700 работ, представленных в 27 музеях России и мира: к примеру, в Мелихово, Шахматово, «Бородинском поле», Тарханах, Болдино, Михайловском, Сростках, в Международном культурном центре искусств им. Соломона Михоэлса, Бахрушинском музее, а также в Музее истории «Битлз» в Ливерпуле, в Доме-музее Шекспира в Стратфорде, в Пушкинском доме в Лондоне, в Музее искусства и археологии в Оксфорде. Усовские скульптуры также украшают частные коллекции – в том числе Путина, Горбачёва, Лужкова, Тулеева, Евтушенко. У Леонтия Усова десятки персональных выставок, среди которых – «Идолы русского рока» (Москва), «Звёзды Голливуда» (Лос-Анджелес), «К 150-летию Чехова» в Лондоне и Ливерпуле. За серию портретов классиков отечественной литературы Римма Казакова вручила Усову билет почётного члена московской писательской организации.