Войти в почту

Как заманить инвестора на Север

Главным препятствием на пути к промышленному и социальному освоению арктических территорий сегодня является неразвитость инфраструктуры, поэтому Президент России Владимир Путин 28 марта поручил Правительству в течение ближайших трёх месяцев внести в Госдуму законопроект о специальных мерах господдержки инвестиций в Арктике. Свои предложения высказывают и парламентарии. Стратегически важная территория По площади Арктическая зона занимает 18 процентов российской территории, но её вклад в экономику страны куда больше: здесь добывается более 80 процентов природного газа и свыше 90 процентов никеля и кобальта. По данным исследований Мирового энергетического агентства, за Северным полярным кругом уже открыто 61 крупное нефтяное и газовое месторождение, из них 43 — в России. Суммарные ресурсы углеводородов только континентального шельфа составляют около 100 миллиардов тонн условного топлива, 80 процентов из которых — газ. А только разведанные запасы урана таковы, что их хватит на 250-300 лет, подсчитали в Институте геологии и минералогии РАН. В сумме добыча полезных ископаемых даёт нам до 15 процентов внутреннего валового продукта. А если присовокупить сюда намерение потеснить крупнейших мировых игроков на рынке сжиженного природного газа и сопутствующую масштабным планам трансформацию Северного морского пути в новую транспортную артерию между Европой и Азией, то вопрос превращения приполярных территорий в стратегическую ресурсную базу государства становится вопросом времени. Причём ближайшего. Особое внимание в будущем законопроекте о специальных мерах господдержки инвестиций в Арктике Владимир Путин рекомендовал обратить на стимулирование проведения геолого-разведочных работ и строительство инфраструктурных объектов за счёт частных инвестиций. Помимо проекта закона, Правительству надлежит представить проект стратегии развития Арктической зоны до 2035 года до 1 декабря 2019 года. Проектам — деньги, людям — поддержка Со своей стороны Минприроды уже внесло на рассмотрение в кабмин комплексный аналитический план, представляющий минерально-сырьевой и логистический потенциал Арктики. В него вошли 118 проектов, на реализацию которых предполагается направить до 2030 года порядка 10,5 триллиона рублей внебюджетных инвестиций. И активная фаза заполярной социально-экономической трансформации уже началась. Полным ходом идёт строительство мурманского транспортного узла, где запланирована перевалка грузов, следующих в Европу из северных российских морей. Ещё одно приоритетное направление инвестиций — строительство четырёх атомных ледоколов, которые позволят к 2024 году увеличить грузоперевозки по Севморпути до 80 миллионов тонн. Учитывая будущие масштабные изменения в Заполярье, член Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Алексей Веллер считает, что деньги необходимо вкладывать не только в добычу полезных ископаемых и логистику, но и на реализацию социальных проектов. При этом не худо было бы вернуться к прошлым успешным советским практикам, когда нашим соотечественникам прилично доплачивали за то, что они создают национальное богатство в крайне суровых условиях. В этом смысле кстати пришлись бы и налоговые преференции для предприятий, осваивающих Арктику по аналогии с дальневосточными мерами господдержки инвесторов. По словам зампреда Комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Оксаны Бондарь, мера позволит вкладывать сэкономленные деньги в социальную инфраструктуру. Её коллега Владимир Пушкарёв полагает, что одновременно следует рассмотреть вопрос изменения Федерального закона «О недрах» в той части, что работать на российском шельфе могут только компании с участием государства в 50 процентов. «Тогда разработка углеводородных месторождений шельфа в Арктике получит настоящий импульс развития», — убеждён он. А депутат Госдумы Сергей Коткин, в свою очередь, считает, что улучшать качество жизни северян нужно с помощью льготной ипотеки. Речь идёт о молодых семьях, молодых специалистах и специалистах с востребованными профессиями. Полезным будет и сохранение социальных льгот с возможностью выхода на пенсию для людей, отработавших в Заполярье более 15 лет. Общий объём перевозок грузов по Северному морскому пути (млн тонн): 2017 год — 9,8; 2018 год — 19,689; 2019 год — 26 (прогноз); 2021 год — 51 (прогноз); 2024 год — 80 (прогноз). По данным администрации СМП В том числе: угля — 290,8 тыс. тонн (-16%); руды — 43 тыс. тонн (+29,9%); нефти и нефтепродуктов — 7 млн 810,5 тыс. тонн (+15,6%); газоконденсата — 805,4 тыс. тонн (рост в 7,5 раза); сжиженного природного газа — 8,399 млн тонн (рост в 37,7 раза).

Как заманить инвестора на Север
© Парламентская газета