Ещё

Сибирские учёные объяснили, почему падают лайнеры 

Сибирские учёные объяснили, почему падают лайнеры
Фото: АиФ-Новосибирск
Научный руководитель Сибирского научно-исследовательского института авиации (СибНИА) им. Чаплыгина Алексей Серьёзнов прокомментировал последние катастрофы авиалайнеров Боинг 737, после которых корпорация приостановила эксплуатацию воздушных судов: «Сегодня авиаконструкторы, стремясь сделать самолёт более безопасным, создают электронные системы, которые подменяют собой пилота. Как результат — лётчик превращается в оператора, в приложение к электронному мозгу, от которого, по большому счёту, мало что зависит. Это неправильно. Лётчик — созидатель полёта. И нельзя заменить человека вычислительной техникой».
Полёты в трубе и наяву
В Институте теоретической и прикладной механики им. Христиановича ищут способы перемещения на сверхзвуковой скорости по земле. Директор института Александр Шиплюк рассказал о проекте вакуумного поезда. По его мнению, вакуумный транспорт способен создать ощутимую конкуренцию авиации: «Хотелось бы, чтобы авиакатастроф вообще не было. И чтобы транспорт был еще более экологичным — без шума, без выбросов».
Если «на пальцах» объяснять, что такое вакуумный транспорт, то нужно представить большую трубу, из которой выкачивается воздух. В этом безвоздушном пространстве перемещается капсула на магнитной подушке. Безвоздушная среда и отсутствие колёс значительно снижают аэродинамическое сопротивление, что позволяет развивать скорость 1–2 тыс. км/ч. Сибирские учёные уже просчитали оптимальное давление воздуха в трубе, при котором можно будет достичь достаточно высокой скорости и при этом не нести больших затрат на создание инфраструктуры — вакуумных насосов, которые будут выкачивать воздух.
«В России с нашим опытом строительства трубопроводов вполне реально осуществить такой проект», — убеждён начальник департамента промышленности и инновации мэрии Новосибирска Александр Люлько.
Тем не менее Александр Шиплюк призывает коллег поторопиться. Российским ученым наступают на пятки китайцы и американцы. Аналитики полагают, что Поднебесная станет первой страной в мире, где реализуют проект вакуумного транспорта. Сейчас Китай — лидер в строительстве скоростных железных дорог. Здесь уже проложено 15 тыс. км путей, по которым поезда двигаются со скоростью 400 км/ч. В США в проект вакуумного транспорта вложено порядка 300 миллиардов долларов. Американцы тоже рассчитывают запустить систему вакуумных тоннелей в своей стране уже в ближайшие годы.
Альтернативные испытания
Тем не менее пока вакуумный транспорт — всего лишь проект, инженерам и авиаконструкторам необходимо работать над повышением надёжности авиалайнеров.
По словам Александра Шиплюка, серьёзная проблема, особенно для нашей страны, — обледенение частей авиалайнеров. В прошлом году во Внуково произошёл серьёзный авиаинцидент — лётчики не смогли управлять самолётом, у которого обледенел один из датчиков.
Между тем, говорит Александр Шиплюк, в России нет аэродинамической трубы, в которой можно было бы проводить исследования по борьбе с обледенением. Учёные НИИ им. Христиановича надеются, что она появится у них в институте, так как в этом учреждении уже есть подобное оборудование для исследования прочности конструкций самолётов на малых и сверхзвуковых скоростях.
Ещё одно направление, которое, по мнению Александра Шиплюка и Алексея Серьёзнова, надо развивать, — применение компьютерных технологий для испытаний. Такую технологию применяли специалисты СибНИА, когда испытывали Сухой Суперджет. «Реальные испытания — это очень дорого и очень опасно», — поясняет Александр Шиплюк.
Предварительные испытания с помощью компьютерного моделирования позволяют сохранить жизни лётчиков-испытателей и сэкономить миллиарды рублей. Базой для цифровых испытаний авиалайнеров опять же может стать СО РАН — в Сибирском отделении наук сосредоточено 2% всей вычислительной техники России.
Самолёт из пластика
В числе уже свершившихся достижений сибирских авиаконструкторов — разработка легкомоторного самолёта из углепластика. Это — новый композитный материал. Самолёт уже прошёл испытания. Его лётные характеристики — на 30–40% лучше, чем у металлического аналога. Серийный выпуск авиалайнера готовы начать на заводе в Улан-Удэ. Туда уже поступил заказ из Республики Саха (Якутия) на изготовление 200 машин.
Видео дня. Святой источник, где мыли ноги кавказцы, демонтировали
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео