В Кремле поменяли «смотрящего» за Донбассом
Обязанности начальника управления по приграничному сотрудничеству администрации президента России после ухода возглавлявшего ведомство с 2013 года Олега Говоруна будет исполнять Алексей Филатов. Об этом с ссылкой на свои источники пишет РБК. Сообщается, что Алексей Филатов несколько лет работал в управлении главным советником и курировал отношения России с Южной Осетией. В 2018 году он занял должность замначальника управления и стал куратором самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик. До Филатова работу с Донбассом в Кремле курировал заместитель Говоруна Максим Поляков. Другим заместителем Говоруна, по словам источников РБК, близких к Кремлю, является Денис Травин (курирует экономические вопросы взаимодействия с Абхазией и Южной Осетией). Начальник департамента Владимир Владимиров занимается политическими вопросами в тех же республиках. Как ранее со ссылкой на близкий к АП источник сообщил «Коммерсант», считающийся соратником помощника президента Владислава Суркова Говорун «уходит по семейным обстоятельствам». Тем не менее, два источника РБК, близких к управлению президента по приграничному сотрудничеству, пояснили, что у Кремля возникали претензии к работе по украинскому направлению. РБК также напоминает о реформе управления, прошедшей осенью прошлого года. Как рассказал близкий к АП директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков, реорганизация управления произошла по инициативе Суркова. По его словам, реформа управления имела три причины: включение в понятие «приграничное сотрудничество» работ, связанных с геополитическими амбициями России, в том числе и за пределами СНГ, «рутинизацию» минского процесса и госстроительства в ДНР и ЛНР и, наконец, сокращение прежнего длинного названия управления. Наличие проблем в управлении Чеснаков опроверг, а сокращение части сотрудников связывал с тем, что их на этом направлении больше, чем нужно на данном этапе. Впрочем, с «отсутствием претензий» можно поспорить. — Претензий по работе на украинском политическом фронте может быть сколько угодно, — уверен член бюро президиума партии «Родина», директор Института свободы Федор Бирюков. — По сути, украинское направление полностью провалено, как и в прежние времена, до госпереворота 2014 года. Вся работа по Украине сводится к множеству телевизионных ток-шоу, где «бандеровские эксперты» вроде как изображают из себя абсолютное зло, а на деле перед миллионной российской аудиторией просто оскорбляют нашу страну и наш народ. И все это, кстати, отнюдь не бесплатно, за наш с вами счет, как налогоплательщиков. В итоге мы все прекрасно осведомлены, насколько отвратителен киевский режим. И это правда. Но вот что делать России, как решать эту общую для нас, всего славянского мира и Восточной Европы проблему — людям совершенно непонятно. На официальном уровне Москва занимает, на мой взгляд, чрезмерно консервативную и сдержанную позицию в отношении Киева. Мы все больше отшучиваемся и по поводу киевских агрессивных выпадов, и по поводу западных санкций. Последние пять лет недостатки работы по украинской теме успешно компенсировались «крымским консенсусом». Возвращение Крыма, возведение Крымского моста — это, конечно, были великолепные, блистательные акты политической воли современного русского государства, исторические события. Но один Крым не может тянуть или оттенять все украинское направление. А там, увы, никаких особых успехов не замечено. Донбасс также сошел с политической и новостной повестки, к тому же ситуация осложнялась в связи с убийствами популярных командиров ополчения. А завершилась донбасская «Илиада» гибелью лидера ДНР Александра Захарченко. Это стало трагической кровавой точкой в героическом периоде истории нашего «Дикого Запада», как я иногда с хулиганской симпатией называю Донбасс. «СП»: — А как насчет потери актуальности Минских соглашений? — Про них теперь вообще мало кто вспоминает. А ведь они долгое время служили фактически знаменем миротворческого процесса со стороны России. Так что, как ни крути, а дела на украинском политическом фронте для Москвы обстоят отнюдь не блестяще. И отставки чиновников, которые отвечали за направление, вполне естественны и закономерны. «СП»: — Что будет дальше? — На мой взгляд, наиболее вероятно продолжение консервативного курса. Реагирование, общегуманитарная риторика, целевая и «проектная» помощь республикам Донбасса. Но я бы предпочел более решительную стратегию. Во-первых, выдача российских паспортов всем желающим жителям ДНР и ЛНР. Признание этих республик Россией. А почему нет? Заодно надо признать и другие непризнанные государственные субъекты, если в этом есть практическая и политическая необходимость. Чего боятся чиновники? Новых западных санкций? Так этими санкциями и так уже можно выстелить дорогу из Москвы в Петербург и обратно. А на Украине надо, во-первых, дождаться итогов второго тура президентских выборов. В зависимости от этих итогов и ряда сопутствующих обстоятельств принять политическое решении о признании или непризнании этих выборов. И начинать выстраивать нормальную работу с теми украинскими силами, с которыми диалог и сотрудничество возможны, перспективны и взаимовыгодны. И отработать схемы взаимодействия уже на выборах в Верховную Раду. — Если исходить из текста публикации, то это новое-старое управление, ранее занимавшееся «частично признанными» Абхазией и Южной Осетией, — отмечает директор Центра общественного и информационного сотрудничества «Европа» Эдуард Попов. — Если не ошибаюсь, именно из недр этого управления, со стороны подчиненного Говоруна по фамилии Ардзинба выходили странные проекты вроде «УССР», которые вызывали серьезные сомнения. Кроме недоумения ничего иного подобные прожекты не вызывают. Люди, их предлагающие и лоббирующие, либо ничего не понимают в Донбассе и Украине, либо преследуют какие-то малопонятные нам цели. «СП»: — Как понимать отставку Говоруна? — О Говоруне доводилось слышать немало критических замечаний, но не берусь их пересказывать. Раз его сняли, пусть и под благовидной формулировкой — значит, замечания приняты во внимание. По обрывкам информации из высших управленческих сфер могу судить, что тучи над ним сгущались далеко не первый год. Но дело не в том или ином чиновнике, а в стратегии работы по Донбассу и Украине. А она мне представляется крайне неудовлетворительной. Наша украинская политика (и политика в отношении ДНР-ЛНР) была и есть пассивная оборонительная и абсолютно нетворческая. В республиках Донбасса строят маленькую Украину без нацистов. Что мы хотим видеть на Украине — и вовсе непонятно. Ушел (или, скорее, ушли) «плохой» Говорун, очередной невнятный российский чиновник без собственного видения и без стратегического мышления. Но что взамен? Будут тасовать старую колоду не способных к стратегическому творческому мышлению управленческих и экспертных кадров? «СП»: — О чем говорит сокращение штата? Как оно повлияет на эффективность работы? — Я далек от этой управленческой сферы, но могу предположить, что столь резкое сокращение численности аппарата управления никак не повлияет на эффективность принимаемых решений в отношении Украины и республик Донбасса. По крайней мере, государство сэкономит немного денег без какой-либо потери качества. Но хотелось бы верить, что эта оптимизация — пауза перед обдумыванием радикальной смены нашей стратегии. Когда избавляются как от вредного балласта от старых не оправдавших доверия кадров. Грядет ли эта смена? Пока в такое верится с трудом. «СП»: — А что с минским процессом? В Кремле осознали его тупиковость или еще нет? — Нам нужно тянуть с «Минском-2» пока не изменится внешнеполитическая конъюнктура в более выгодную для нас сторону. Если не произойдет чего-либо революционного «Минск-2» — всерьёз и надолго. «СП»: — О чем говорит назначение на должность начальника управления человека, который курировал ЛДНР? — Можно предположить много всего. Включая смену стратегии работы по бывшей Украине. А можно не увидеть ничего кроме смены вывески на двери рабочего кабинета. Будущее покажет, но маловероятно, что за этим назначением кроется какая-то смена вех. Подождем каких-то шагов от нового главы. Могу сказать, что сейчас идет тихой сапой процесс адаптации всех сфер жизнедеятельности республик Донбасса к российским условиям — это не менее значимый процесс, чем официальное признание. Мне кажется, Россия не будет торопиться с официальным признанием ДНР-ЛНР и резко менять политику в отношении Украины. Отчасти это оправдано, но только отчасти. Кое в чем мы бездарно теряем время, которое следовало бы направить на подготовку. Главное — на той стороне растет поколение, воспитанное в ненависти к нам. Вода камень точит, и украинская пропаганда работает на полную мощность. Ничего противопоставить этому даже в теории наша официозная украинистика в принципе не способна в виду своей безнадежной архаичности. — Итоги работы по украинскому направлению не являются вдохновляющими, — также считает главный редактор портала ФОРУМ. мск Анатолий Баранов. — Другое дело, что здесь зависело от личности Говоруна? Была избрана изначально ущербная парадигма, в рамках которой еще и проявилось обычное российское недомыслие. Что же касается назначения Филатова, думаю, достойных кадров просто нет. Итоги работы по Донбассу чудовищны, тут не до поощрения кадровым ростом. Но, видимо, других нет. «СП»: — Алексей Чеснаков говорит, что реорганизация управления может быть связана с включением в понятие «приграничное сотрудничество» работы, связанной с геополитическими амбициями России, в том числе и за пределами СНГ? Как это понимать? У нас появились какие-то новые амбиции? — Сегодня уровень кремлевских мыслителей таков, что могут и на голубом глазу назвать «управлением геополитическими амбициями». Хотя нужно понимать, что Россия находится в положении обороняющейся страны, и вести себя на внешних направлениях нужно скромнее. «СП»: — Как насчет «рутинизации минского процесса»? — Я не вполне вообще понимаю, что такое «минский процесс». По-моему, процесс давно закончился. Если вообще начинался. Нас ждет не рутинизация, а просто вырождение до полной бессмысленности. Будут сидеть, чиновники получать зарплату, и все «СП»: — Насколько, по-вашему, исход выборов на Украине повлияет на дальнейшую политику по отношению к Украине и Донбассу? — Трудно сказать, итогов украинских выборов еще нет. Порошенко вряд ли что-нибудь станет менять. А Зеленский будет вынужден следовать за конъюнктурой. Он не Голобородько из фильма, он не сможет изменить Украину. Власть: Крым с Россией: Нас обманули, как в 1991 году Новости Донбасса: Прилепин: Зеленский не сможет разрешить ситуацию в Донбассе в пользу Киева