Ещё

Выставка «Пора разобраться!» о взаимоотношениях художников и критиков открылась в Москве 

Выставка «Пора разобраться!» о взаимоотношениях художников и критиков открылась в Москве
Фото: Ревизор.ru
, 4 апреля. /ТАСС/. Выставка «Пора разобраться!», рассказывающая о взаимоотношениях художников и критиков, торжественно открылась в Институте русского реалистического искусства (ИРРИ) в четверг, передает корреспондент ТАСС. В экспозицию вошли работы , Роберта Фалька, , и документы из архива искусствоведа и критика .
В экспозиции, которая будет открыта для публики с 5 апреля по 11 августа, представлены итоги большой аналитической работы, связанной с разбором и публикацией архива Каменского, оцифровано почти 20 тыс. листов документов и фотографий. Кураторами выставки выступили и .
"Эта выставка рассказывает о взаимоотношениях независимого художественного критика и искусствоведа, историка искусств Александра Каменского с конкретными художниками, с властью. Это рассказ о борьбе, рассказ о нескольких эпохах в истории отечественного искусства. Это выставка, в которой изобразительный материал, картины героев Каменского подкреплены огромным количеством документов и фотографий", — сказал ТАСС Михаил Каменский.
Зритель увидит, как непросто складывалась судьба художника и как непросто складывалась судьба критика. «Как сложно было защищать качество и правду в искусстве в советской стране, в которой торжество академических канонов и соцреализма противоречило здравому смыслу. Но тем не менее эта выставка еще и о победе здравого смысла, правды и качества над неправдой и официозной парадностью», — считает куратор.
"Здесь рассказывается о том, как начиная с 1950-х годов в нашей художественной жизни, в нашем искусстве появлялись новые имена, как они завоевывали свои позиции. Как новое, молодое, современное искусство, качественное и правдивое, отвоевывало позиции, занимая место на стенах музеев, частных собраний и главное — в умах и душах наших соотечественников", — добавил собеседник агентства.
Концепция выставки подразумевает, что зритель может увидеть «живьем» те произведения мастеров XX века, о которых писал критик. Это работы Марка Шагала, , , Сергея Конёнкова, Анны Голубкиной, , , . Также выставлен никогда ранее не демонстрировавшийся первый вариант работы Алексея Сундукова «Очередь». Параллельно с выставкой ИРРИ публикует архивы Каменского на онлайн-платформе «Сеть архивов российского искусства» (RAAN). Проект RAAN, основанный музеем современного искусства «Гараж», объединил значимые архивные коллекции, посвященные советскому и российскому искусству послевоенного периода.
О Каменском
Александр Каменский (1922-1992 годы) — советский и российский искусствовед, художественный критик, теоретик и историк искусства. Известен как автор термина и идеолог сурового стиля, автор трудов, посвященных творчеству крупнейших мастеров советского и русского искусства, в частности Шагала, Голубкиной, Конёнкова, Мартироса.
С отличием окончил отделение искусствоведения исторического факультета в 1945 году.
С середины сороковых годов начал публиковаться в прессе как художественный критик. В 1945 году поступил на работу в Государственный музей изящных искусств имени Пушкина в качестве научного сотрудника, а в марте 1946 года в его аспирантуру. В 1948 году критические выступления Каменского в прессе сделали его одним из объектов компании по борьбе с космополитизмом. После окончания аспирантуры в 1949 году получил назначение Комитета по делам искусств в Вильнюсский Художественный институт, где был назначен заведующим кафедрой истории искусств.
После возвращения в Москву в 1952-м году стал вновь активно печататься и участвовать в художественной жизни. Каменский выступил идеологом прогрессивного лагеря советских художников поколения шестидесятых, сформулировав термин «суровый стиль» как наиболее точно отражающий суть искусства своих современников. Как член президиума Правления московского союза художников, вошел в оргкомитет и выставочный комитет выставки «30 лет МОСХ» (1962 год). Как автор концепции и сокуратор, отстаивал принцип исторической справедливости и, преодолевая сопротивление некоторых членов выставочного комитета, расположил в начале экспозиции вместо официозных парадных произведений работы старейших художников МОСХа, подвергавшихся гонениям и репрессиям в предшествующие десятилетия — в частности, «Обнаженную» Роберта Фалька, вызвавшую ярость Никиты Хрущева. После «манежной выставки» был подвергнут травле в центральной прессе за попытку пересмотра истории советского искусства и поддержку «сурового стиля».
Много внимания искусствовед уделял творчеству художников-семидесятников и восьмидесятников. Стал первым советским исследователем второй половины ХХ века, обратившимся к творчеству Шагала, и внес значительный вклад в восстановление его имени в ряду классиков отечественного искусства. В 1990 году он защитил докторскую диссертацию «Творчество Марка Шагала. Российский период». Фундаментальная монография Каменского «Марк Шагал — художник из России», посвященная русскому периоду творчества художника, была посмертно издана на русском языке в 2005 году и стала второй отечественной монографией о Шагале после вышедшей в 1918 году книги и Якова Тугендхольда.
Чудо на кладбище: младенец провел под землей трое суток
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео