САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 3 апреля. /ТАСС/. Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства открывает в среду новую постоянную экспозицию, посвященную истории симфонического оркестра. Экспозиция откроется в недавно отреставрированном зале Шереметевского дворца, сообщили ТАСС в пресс-центре музея. "Современная мультимедийная экспозиция наглядно, доступно и эффектно рассказывает о главном европейском музыкальном инструменте - симфоническом оркестре - от его рождения до полного расцвета в середине XX века", - сказала пресс-секретарь Ольга Комок. Посетители смогут получить представление, каким был состав оркестра во времена Вольфганга Амадея Моцарта, Людвига ван Бетховена, Гектора Берлиоза, Рихарда Вагнера, Густава Малера. На это укажет специально созданная аудиосветовая программа, которая запускается при прикосновении к планшету. В роли экскурсоводов выступают Алиса и Чеширский кот, которые проводят детей и взрослых в мир симфонической музыки, гости смогут послушать звучание каждого инструмента, получить представление о его конструктивных особенностях. Кроме того, можно узнать о выдающемся дирижере-симфонисте ХХ столетия Евгении Мравинском, который почти полвека руководил Заслуженным коллективом России академическим симфоническим оркестром Ленинградской филармонии, об исполнениях Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича в 1942 году в блокадном Ленинграде, об истории Придворного оркестра, сформированного в 1882 году. Им руководил барон Константин Штакельберг, по инициативе которого, поддержанной императором Александром III, в 1880-е годы стал создаваться первый в России Музей музыки. Его собрание по сей день составляет значительную часть современной музейной коллекции. Еще одна достопримечательность экспозиции - коллекция дирижерских палочек, облик которых менялся в разные времена. Палочка в руке дирижера появилась в XIX веке по мере развития симфонической музыки и усложнения состава оркестра. Современные дирижеры, в том числе петербургские маэстро Юрий Темирканов и Валерий Гергиев, обходятся и без помощи палочки благодаря особой пластической выразительности своих рук. А их коллега Марис Янсонс в течение одного концерта может дирижировать и с палочкой, и без нее, в зависимости от характера музыкальных фрагментов.