«Транснефть» отказалась от приёма нефти в Махачкале

Российский монополист «Транснефть» отказал Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики (ГНКАР, SOCAR) в прокачке нефти с апреля и до конца текущего года через порт в Махачкале, несмотря на имеющийся действующий контракт на прохождение нефти через территорию РФ, рассказывают источники на нефтяном рынке. Среди возможных причин называется ограниченная техническая способность мощностей в Махачкале. Российская транспортная монополия, как утверждают источники, не смогла справиться с объёмами углеводородов на данном участке в связи с увеличением поставки нефти со стороны Казахстана и Туркмении. По информации, поступившей в News.ru от источников, уточняется, что пропускная способность системы магистральных нефтепроводов «Баку-Тихорецк» на участке «Махачкала-Новороссийск» с учётом проведения планово-профилактических и ремонтных работ была использована полностью. В этой связи приём дополнительного количества нефти в Махачкале, ранее поступавший на УСЭН «Ширванлы», не представляется возможным. Эксперты не исключают, что именно по этой причине азербайджанская нефть ушла в обход России, лишив страну стабильной прибыли. Как удалось выяснить News.ru, мощность Махачкалинского морского торгового порта по перевалке нефти составляет около 7,9 млн тонн нефти и нефтепродуктов в год. В нефтеналивном районе порта функционируют пять причалов, обслуживающих танкеры. Порт легко может принимать суда длиной до 150 метров и с осадкой до 6,5 м в нефтеналивной гавани. Мощность самого нефтепровода Махачкала — Новороссийск, который является частью транспортировочной системы Баку—Новороссийск, составляет 7,5-8 млн тонн в год. Ранее президент — председатель правления «Транснефти» Николай Токарев заявлял, что компания изучает возможность расширения мощностей в порту Махачкала для обеспечения приёма углеводородов в нефтепровод Махачкала — Новороссийск. Однако, как пояснили News.ru аналитики, судя по тому, что нефтепровод загружен лишь частично, складывается впечатление, что это достаточный объём загрузки для коммерческого нефтепровода. Между тем, несмотря на то, что большую часть грузооборота Махачкалинского порта составляла нефть, в последние годы объёмы перевалки углеводородов существенно сократились. По итогам 2018 года этот показатель составил 2 млн тонн нефти. Примечательно, что в конце 2016 года Минэнерго РФ заявило о необходимости сокращения уровня содержания серы в нефти, поступающий по трубопроводу из Махачкалы в Новороссийск до 0,6% с ранее действовавших 1,3%. А, как утверждают эксперты, именно казахстанская нефть известна тем, что содержит повышенное количество серы. В связи с этим объём её перевалки уменьшился до 1 млн тонн в 2017 году с ранее действовавших объёмов в 4-4,5 млн тонн в год. Однако в итоге квоту на 2018 год удалось увеличить до 2 млн тонн после многочисленных обращений и просьб в том числе и на имя главы государства. Согласно информации Reuters, SOCAR был готов поставлять нефть через Каспий в Махачкалу, которая далее последовала бы в Новороссийск через мощности «Транснефти», задействованные в настоящее время производителями чёрного золота Туркмении. Поставки азербайджанской нефти в текущем году должны были составить свыше 1,14 млн тонн с конца февраля. По данным источников, сейчас мощности терминала Махачкалы задействованы под приём танкеров из Казахстана, а также Туркмении. В этой связи порт попросту не может обрабатывать объёмы, предлагаемые SOCAR, хотя ранее порт Махачкала мог проводить довольно внушительные объёмы нефти ежемесячно. В свою очередь нефтетрейдер Vitol уже начал осуществлять поставки углеводородов с туркменских месторождений Челекен и Окарем в Махачкалу. В SOCAR Trading отказались прокомментировать News.ru ситуацию. Компания «Транснефть» на момент публикации материала официальный комментарий не предоставила. Изначально контракт «Транснефти» и SOCAR предполагал годовую прокачку нефти по трубопроводу «Баку-Новороссийск» в объёме 1,5 млн тонн. При этом поставки углеводородов из Туркмении через порт в Махачкале ожидались на уровне, не превышающем 500 тысяч тонн. По итогам 2016 года по нефтепроводу «Баку-Новороссийск» было прокачано 1,22 млн тонн азербайджанской нефти. В 2017 году объём достиг 1,5 млн тонн, а в 2018 году эти показатели составили 1,21 млн тонн. Экспорт SOCAR через Новороссийск за два месяца 2019 года составил почти 250 тысяч тонн, но после отказа «Транснефти» принять нефть через порт в Махачкале это значение стало равно нулю. Общая длина нефтепровода составляет 1330 км, из них 231 км проходит по территории Азербайджана, который транспортирует нефть таким образом с 1997 года. Трубопровод был ведён в эксплуатацию ещё в 1983 году. По нему поставлялась западносибирская нефть на азербайджанские нефтеперерабатывающие заводы. Однако с 1996 года было решено ввести реверсный режим для экспорта азербайджанской нефти через Новороссийск.

«Транснефть» отказалась от приёма нефти в Махачкале
© News.ru