Укрощение IT-гигантов: Европа впереди

«Рождение нового мира не за горами» — объявил еще в 1776 году, вошедший в историю, как «крестный отец США», фактически идеолог американской революции, автор знаменитого труда «Век разума», посвященного США, британский философ Томас Пейн (Thomas Paine). И действительно, пишут британские эксперты в статье, опубликованной в очередном номере «Экономист» (Economist), Америка уже тогда видела себя как страна всего нового и передового, тогда как Европа в представлении американцев, застряла в прошлом. И наиболее очевидно это было в технологическом секторе, — ведь и сегодня на США приходится 15 из 20 самых дорогих IT компаний мира, на Европу же всего одна. А Кремниевая долина и сейчас — место встречи блистательных идей с умными деньгами. Кроме того, Америка первой стала площадкой жарких дебатов относительно того, как заставить гиганты IT индустрии работать в интересах общества. Сегодня Конгресс США отчитывает магнатов технологической отрасли за нарушения неприкосновенности личной жизни, допущенные их компаниями. Более того, в последнее время озвучиваются и такие революционные идеи, как разукрупнение IT гигантов, например, «Фейсбук» (Facebook), — этот призыв прозвучал от влиятельного сенатора Элизабет Уоррен (Elizabeth Warren), которая, между прочим, примет участие в президентских выборах в 2020 году. Но вот сейчас, как убеждены британские эксперты, чтобы понять, в каком направлении сегодня идет движение самой влиятельной мировой индустрии, следует внимательно присмотреться не к традиционным направлениям, — в сторону Вашингтона и Калифорнии, а к Брюсселю и Берлину. По мнению «Экономиста», в нарушении всех установившихся за всю историю развития техноиндустрии правил, Америка сегодня пребывает в нерешительности, тогда как Европейский союз действует. На прошлой неделе компания «Гугл» (Google) была оштрафована на 1,7 миллиарда долларов за не соблюдение принципов честной конкуренции на рынке рекламы. Более того, Евросоюз нацелен на скорое введение законов по защите авторских прав в сфере цифровой информации. Например, руководство музыкального сервиса «Спотифай» (Spotify) уже обратилось к Евросоюзу с жалобой на грубые нарушения антимонопольного законодательства со стороны компании «Эпл» (Apple). Сегодня в Евросоюзе работают над разработкой новой технологической доктрины, которая должна помочь решить задачу передачи индивидуальным пользователям контроля над своей личной информацией и доходов от нее и принуждение технологических компаний к конкуренции. Если новая доктрина приживется, то это принесет пользу миллионам пользователей, ускорит развитие экономики и позволит ограничить действия майкрософт%гигантов, чье могущество намного превышает их уровень ответственности перед обществом. «Экономист» напоминает, что западные регуляторы уже имели опыт открытой конфронтации с технологическими компаниями относительно нарушения ими антимонопольного законодательства: в 60-е годы с «Ай-би-эм» (IBM) и в 90-е с «Майкрософт» (Microsoft). Но сегодняшних гигантов обвиняют не просто в непомерном завышении цен и подавлении конкуренции, но уже и в более серьезных нарушениях, таких как подрыв демократии (путем целенаправленного распространения ложной информации) и грубом нарушении прав личности (посредством незаконного собирания персональных данных). По мере распространения искусственного интеллекта, резко увеличивается спрос на информацию, в связи с чем, данные становятся новым ценным ресурсом. По мнению британских экспертов, остается нерешенным целый ряд ключевых вопросов: кто контролирует данные, и каким образом должны распределяться доходы. Практически все мировое экспертное сообщество солидарно лишь в одном, — подобные серьезные вопросы должен решать отнюдь не замешанный в скандалах Марк Цукерберг… Сам по себе тезис о том, что сегодня Евросоюз берет на себя инициативу в этих вопросах, большинству бизнес-управленцев представляется, по меньшей мере странным, поскольку Европа воспринимается ими предпринимательской «пустыней» и «духовным домом» бюрократии. Однако, как считают в Лондоне, на самом деле Европа обладает и влиянием, и новыми идеями. Большая пятерка технологических гигантов — «Альфабет» (Alphabet), «Амазон» (Amazon), «Эппл», «Фейсбук» и "Майкрософт«- в среднем продают четверть своих товаров и услуг именно в это части света. Европейский Союз и сегодня в мире является крупнейшим экономическим блоком, поэтому принятые в ЕС стандарты зачастую попросту копируются развивающимися странами. Европейские государства, прошедшие опыт диктаторских режимов, особенно бдительны в отношении возможных вмешательств в частную жизнь, поэтому влияние лобби на действия регуляторов здесь намного слабее, чем, например, в США, а суды лучше понимают реалии современной экономики. Как считают эксперты, именно ограниченное число технологических компаний, как раз и помогает Европе занимать объективную позицию. Основа европейского подхода сегодня — это принимать те решения, в которых четко сформулировано, чего делать технологическим компаниям не следует. Европейцы пока что не планируют вводить лимиты на выручку IT-компаний и регулировать их как коммунальные предприятия, из-за чего они могли бы превратиться в неповоротливые, бессменные монополии. Эксперты замечают, что в Европе даже не рассматривают идею с разукрупнением техгигантов, не видя в этом никакого смысла, ведь эти новые «детки», как их обозначили, «Фейсбебис» («Facebabies») или «Гугллетс» («Googlettes»), очень быстро попросту опять заняли бы доминирующее положение благодаря эффекту сетевой выгоды. Европейская доктрина, по идее разработчиков, должна соединить в себе два подхода. Один из них проистекает из культуры европейских стран, которые, несмотря на все различия между ними, склоняются к защите частного пространства. Второй — использует юридические права ЕС для стимулирования конкуренции. Первый подход гласит, что человек имеет суверенитет над информацией о самом себе: он имеет право доступа к ней, может вносить в нее изменения и решать, кто имеет право ей пользоваться. Это суть Общего регламента по защите данных (General Data Protection Regulation, GDPR), принципы которого уже копируются многими странами мира. Следующим шагом станет обеспечение межоперационной совместимости между сервисами, чтобы пользователи могли легко менять провайдеров, выбирая компании, которые предлагают более выгодные условия контрактов или относятся к своим клиентам более этично. Представьте, что вы можете перенести свой список друзей и посты в социальную сеть Эйсбук (Acebook), которая имеет более высокие стандарты защиты личных данных, чем Фейсбук, и делится с вами своими доходами от рекламы. Одним из прототипов этого является британская схема под названием «Опен бэнкинг» (Open Banking), позволяющая банковским клиентам делиться данными о своих покупательских привычках, регулярных платежах и т.д. с другими провайдерами банковских услуг. Согласно рекомендациям британского правительства, технологические компании должны стать такими же открытыми. Второй исповедуемый в Европе принцип заключается в том, что компании не могут нарушать принципы честной конкуренции, то есть, обязаны предоставлять равные возможности всем компаниям, действующим на их платформе. Евросоюз запретил компании «Гугл» вести недобросовестную конкуренцию с интернет-магазинами, которые появляются в результатах поисковых запросов, и с браузерами-соперниками, использующими операционную систему «Андроид» (Android). Согласно предложению Германии, господствующая на рынке компания должна делиться с конкурентами коллективными обезличенными данными так, чтобы экономика функционировала нормально, а не управлялась несколькими гигантами, единолично накапливающими информацию. Например, все транспортные компании должны иметь доступ к информации приложения «Убер» (Uber) о структуре дорожного трафика. В Германии было принято новое законодательство, препятствующее поглощению стартапов компаниями-гигантами. Ведь эти стартапы в будущем и могут составить им сильную конкуренцию. Подход Евросоюза к данной проблеме предлагает по-новому взглянуть на потребительский контроль персональных данных и тем, как эти данные монетизируются. Когда потребитель может менять оператора, это способствует конкуренции и тем самым расширяет выбор и повышает качество услуг. В результате формируется экономика, в которой правит потребитель, а информация и власть рассредоточены. Конечно, такая модель едва ли пришлась бы по вкусу технологическим гигантам. Им пришлось бы делиться частью своей прибыли с пользователями (выручка «большой пятерки» в прошлом году составила 150 миллиардов фунтов) и активнее инвестировать, чтобы не потерять свою долю рынка. При всех очевидных преимуществах европейского подхода к IT индустрии, по мнению британских экспертов, здесь есть и определенные риски: во-первых, скорее всего, будет непросто добиться реальной межоперационной совместимости между компаниями. Свободный обмен данными не должен иметь приоритет над защитой персональной информации, а в этом вопросе для совместного решения проблемы европейские бюрократы должны будут положиться на компании, многие из которых американские. Другой риск состоит в том, что европейская модель не применяется нигде за пределами Европы, и она может стать технологическим необитаемым островом, отрезанным от мэйнстрима. Крупные компании с неохотой будут дробить свой бизнес на европейские и американские подразделения. Вместе с тем, судя по всему, Америка уже сейчас склоняется к европейским подходам в этой отрасли. Например, в штате Калифорния был принят закон, сходный с европейским Общим регламентом по защите данных. Европейцы приближаются к решению проблемы регулирования технических гигантов в пользу потребителей, а не государства или скрытных монополий. Если Европа добьется успеха, то американцам следует, недолго думая, взять на вооружение эту систему — пусть она, и рождена в покинутом их предками Старом свете.