Семейный бизнес Филевых. Как устроена структура собственности в S7
S7 Airlines - это крупнейший частный авиационный и космический холдинг России с выручкой без малого в 120 млрд рублей. Но это еще и семейный бизнес, который выстроили два человека - Владислав и Наталия Филевы, погибшая в авиакатстрофе в Германии. Авиакомпания S7 по документам сохранила свое прежнее название АО “Авиакомпания “Сибирь”. Каждый квартал эта компания раскрывает данные о владельцах и аффилированных лицах. Согласно последнего отчета за четвертый квартал 2018 года, все 100% акций находятся у ЗАО «Группа компаний С7». Оно в свою очередь данных о владельцах не раскрывает, но, согласно «Ведомостям», единственными собственниками общества являются Владислав и Наталья Филевы. Именно через общество «Группа компаний С7» происходит управление все дочерними компаниями, такими как «С7 Билет», «С7 Инвест», «С7 Карго» и другими, каждая из которых “отвечает” за свою функцию внутри большой структуры авиакомпании. Все они на 100% принадлежат головной компании. Единственное исключение - ООО “Фрегат Экоджет”. Эта компания была создана в рамках разработки проекта пассажирского широкофюзеляжного самолета с аналогичным названием - “Фрегат Экоджет”. Главная особенность судна - это его фюзеляж, он не круглый, а в виде эллипса. 95% в проект принадлежит связанному с “Ростехом” ОАО «ФПГ «Росавиаконсорциум». У ЗАО «Группа компаний С7» - оставшиеся 5%. Еще одна знаковое предприятие Филевых - ООО «С7 Космические Транспортные Системы». Эта компания управляет проектом Sea Launch или “Морской старт”. Так называется морской космодром, созданный американской Boeing, российской РКК “Энергия”, а также украинскими и норвежскими компаниями в девяностые годы. Филевы выкупили Sea Launch в 2016 году, уже после того, как “Морской старт” был признан банкротом в 2009 году. S7 оживила проект и с 2019 года планировала активно осуществлять запуски - до 70 стартов за 15 лет. Последний успешный запуск до Филевых был датирован маем 2014 года. Наталия Филева вне тандема с мужем владела долей только в одной компании “Инвест Финанс” (с оборотом 184 млн рублей в год), основным видом деятельности которой является бухгалтерский учет. Ей принадлежало 50% капитала, еще 50% находится у дочери Владислава и Наталии - Татьяны (в публикациях СМИ о Татьяне Филевой не уточняется, почему ее отчество Сергеевна, а не Владиславовна). Еще одна дочь Филевых - Мария Владиславна, тоже связана с большим бизнесом родителей. Ей принадлежит основанная в феврале 2018 года компания ООО “Студенческое Конструкторское Бюро Авиационных Роторных Двигателей”. Судя по данным сайта по поиску кандидатов на работу, компания занималась “разработкой, сборкой и настройкой опытного образца двигателя для сверхлегкой авиации”. Представители S7 вечером в воскресенье 31 марта сообщили, что на принадлежавшем Филеву самолете, разбившемся 31 марта близ города Эрцгаузен в земле Хессен, находилась жена и совладелец компании Наталия Филева. Также на борту воздушного судна находились еще два человека, чьи личности пока не установлены. По предварительным данным, одним из пассажиров самолета мог быть отец Филевой. Крушение произошло в 15:30 по местному времени (16:30 мск), сообщает немецкое издание Hessenchau. По данным газеты, при падении самолета погибли три человека, воздушное судно было полностью разрушено. Пилот самолета последний раз выходил на связь с авиадиспетчером в 15:22, о проблемах он не заявлял. Наталия Филева окончила Новосибирский электротехнический институт. Ее специальность инженер-радиомеханик. В девяностые годы она вместе со своим мужем Владиславом Филевым работала в нескольких коммерческих предприятиях, в том числе в новосибирском Гарантбанке, писали «Ведомости». Осуществив несколько успешных коммерческих сделок в 1997 году, они сумели сначала стать руководителями компании «Сибирь» (когда помогли ей расплатиться с догами), а затем выкупить самолеты нескольких местных авиаперевозчиков, разорившихся в те годы. В результате, S7 превратилась в одну из крупнейших во всей стране. В сферу ее деятельности на посту председателя совета директоров группы компаний S7 входило управление также дочерними подразделениями, включая S7 Airlines («Сибирь») и компанию «Глобус». В 2006 году по версии журнала «Финанс» Филева была признана одной и богатейших женщин России с активами в 155 миллионов долларов. Двенадцать лет спустя она заняла четвертую строчку в рейтинге богатейших женщин России по версии Forbes с состоянием в 600 миллионов долларов. Вместе с Владиславом Филевым она воспитывала четверых детей (включая одного приемного).