Ещё

Проданные души и ностальгический соц-арт: Komar&Melamid в музее современного искусства 

Проданные души и ностальгический соц-арт: Komar&Melamid в музее современного искусства
Фото: Москва24
В ММОМА на Петровке открыли ретроспективу отцов-основателей соц-арта — и , которую точно стоит увидеть. Искусство задорное, в таком объеме дуэт показывают впервые, да и сама экспозиция сделана блестяще.
История возникновения соц-арта давно стала легендой: в 1972 году у двух выпускников Строгановки образовалась халтура: написать плакаты для подмосковного пионерлагеря к 50-летию пионерской организации. Готовиться начали заранее, зимой, согревались разными народными способами и в шутку представили персонажа, который пишет такие работы абсолютно искренне. Вынесенный в название английский вариант Komar&Melamid как раз и есть этот условный художник, множащий шутки и приколы. Сначала появились портреты близких в псевдоофициальной стилистике, а дальше было не остановить — разобрали по косточкам визуальные штампы, лозунги, портреты вождей, пионеров с рабочими.
Название спонтанно родившегося направления — соц-арт — соединило родной соцреализм с американским поп-артом. Там, где работы Уорхола были о рекламе и перепроизводстве товаров, Komar&Melamid рассказывал о перепроизводстве советских символов.
Большая часть представленных работ — из частного собрания Breus Foundation коллекционера (это он придумал премию Кандинского, собирался реконструировать кинотеатр «Ударник» и открыть там музей современного российского искусства, но год назад «Ударника» лишился, планы свернулись, и премия тоже больше не вручается). Ему же принадлежит и самая дорогая работа дуэта — «Встреча А. Солженицына и Г. Белля на даче М. Ростроповича», проданная на аукционе Филлипс в 2010 за £657 тысяч. Часть работ дали Третьяковка с Русским музеем, Центр Помпиду и частные собиратели. «Подвела» только американская галерея Фельдмана, представлявшая дуэт с момента их переезда в Нью-Йорк, в 1976-м, — вместо принадлежащих им работ в экспозиции — принты. Впрочем, общего впечатления они не портят — куратор собрал максимально полную историю, а художник и архитектор сделали не оформление даже, а полноценную сценографию, которая проводит зрителя через все периоды существования дуэта, распавшегося в 2003-м. Периоды эти касаются их первых опытов в соц-арте и расписанной на нотах партитурой паспорта, они включают «ностальгический соцреализм» с обнаженной у бюста Сталина и динозавром на пути большевиков. Охватывают «биточки», слепленные из газеты «Правда» (это к разговору о «духовной пище»), американскую акцию по продажи души (а что еще делает художник, вложивший душу в выставленную на продажу картину). И заканчиваются мавзолеем с бегущей строкой.
до 26 мая Московский музей современного искусства, Петровка, 25 Взрослый билет — 350 рублей, льготный — 150 рублей, дети до семи лет — бесплатно
Видео дня. Мститель сжег коттедж знакомому
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Больше видео