Войти в почту

Регресс во благо: как заработает второй миллиард пионер индустрии беспилотных авто

В 2007 году Дэвид Холл перевернул рынок беспилотного транспорта: его компания Velodyne изобрела лидары кругового обзора – оптические лазерные дальномеры, которые вместо водителя определяют форму окружающих автомобиль объектов и расстояние до них. Технология подтолкнула развитие не только всей индустрии, но и бизнеса самой Velodyne. В прошлом году объем продаж компании достиг $500 млн, а всего за двенадцать лет производитель поставил 30 000 устройств по всему миру. Холлу мало и этого: теперь он хочет расширить бизнес за счет разработки более дешевых датчиков малой дальности для систем помощи водителю ADAS (advanced driver-assistance systems). Если беспилотники – все же технология завтрашнего дня, то ADAS уже широко представлена в коммерческих решениях на авторынке – система контролирует слепые зоны и предупреждает о возникновении неожиданных препятствий на дороге. Прибыльный шаг назад «Рынок меняется, поэтому мы пытаемся сконцентрироваться на производстве ADAS. Они дешевле, но и объемы их продаж выше», — объясняет Холл в интервью Forbes смену курса в бизнесе. Он готов к корректировке стратегии, несмотря на то, что у Velodyne есть «хорошие устройства» для беспилотных автомобилей 4-го уровня – с высокой степенью автоматизации вождения (5-й уровень – это уже полностью автономное управление машиной без вмешательства человека). ADAS относится к более низким уровням технологии, но миллиардера этот шаг назад не смущает. «Продажа таких систем принесет больше прибыли, чем лазерные датчики 4-го и 5-го уровня», – не скрывает предприниматель. Лидар вместе с видеокамерами, другими сенсорами и бортовым компьютером – неотъемлемый элемент инфраструктуры беспилотного автомобиля. Среди нынешних разработок Velodyne – лучший в своей категории аппарат, оснащенный 128 лазерами и способный «смотреть» вокруг на 300 м. А главный бестселлер – лидар цилиндрической формы с 64 лазерами. Стоимость устройств доходит до $70000 за штуку – такой ценник лишает их шанса превратиться в общедоступный продукт. К тому же в сегменте растет конкуренция: если десять лет назад Velodyne фактически был монополистом, то теперь компании приходится бороться за рынок с другими производителями – Luminar, Innoviz, AEye, LeddarTech, Ouster, TetraVue, а также множеством китайских стартапов. Еще более серьезная угроза – собственная разработка гиганта отрасли беспилотников Waymo, входящего в холдинг Alphabet (родительская компания Google). Компания уже заявила о намерении продавать свои лидары Laser Bear Honeycomb другим производителям. [[{"fid":"281497","view_mode":"default","fields":{"format":"default","alignment":"","field_file_image_alt_text[und][0][value]":"Velodyne","field_file_image_title_text[und][0][value]":false,"external_url":""},"type":"media","field_deltas":{"1":{"format":"default","alignment":"","field_file_image_alt_text[und][0][value]":"Velodyne","field_file_image_title_text[und][0][value]":false,"external_url":""}},"attributes":{"alt":"Velodyne","class":"media-element fancyboxed file-default","data-delta":"1"}}]] Альянс трех гигантов Холл основал Velodyne еще в 1980-х. Изначально компания специализировалась на производстве акустических систем. Но со временем технологическая база развилась до уровня лидаров – и именно в этом инновационном сегменте Холл нашел свое призвание. Прогресс Velodyne в последние три года оценили сразу три стратегических инвестора – компания привлекла $200 млн от американского автогиганта Ford, китайского поисковика Baidu и японского производителя фотоаппаратуры Nikon. Эти средства Холл с 2017 года направляет на строительство в калифорнийском Сан-Хосе практически полностью автоматизированного завода площадью 18 580 кв. м по производству лидаров. Ни у кого из конкурентов сравнимых по масштабу мощностей пока нет. Nikon в альянсе с Velodyne также запускает массовое производство лидеров в Японии. Похожее лицензионное соглашение Холл заключил и с Veoneer, «дочкой» шведского производителя автомобильных систем безопасности Autoliv. Цель – выпускать несколько миллионов лидаров в год по всему миру, объясняет миллиардер. Ориентация на Tesla Пока Velodyne продолжает разработку бюджетных моделей лидаров – недорогих, но эффективных. Одно из решений для ADAS – создание аппарата со встроенной цифровой камерой. Похожие лазерные сканеры производит калифорнийский стартап Aeva. Когда конкурирующий продукт от Velodyne поступит в продажу, Холл пока не раскрывает. Бизнесмен подчеркивает, что акцент на более массовых коммерческих решениях не означает отказа команды от разработки сложных технологий 5-го уровня. В этом направлении Velodyne ориентируется на автопилот от Tesla и систему Super Cruise от General Motors, перечисляет Холл. Правда, и в случае беспилотных технологий конкретные сроки он не озвучивает. «Мы не считаем, что кто-то уже смог представить миру лучший лидар, чем Velodyne. В то же время и мы сами трудимся над созданием окончательной, еще более совершенной версии устройства», — заключает миллиардер. Перевод Полины Шеноевой «Яндекс» и Hyundai до конца года представят совместные беспилотники