Как в Ульяновске обычный автобус машиной времени стал
В день открытия фестиваля «Лицедей-2019» произошло событие, позволившее ульяновцам заглянуть и в театральное прошлое, и в будущее города. Всё началось с Пугачёвщины Автобус с гостями фестиваля на борту стартовал от современного здания областного театра драмы, проводниками в прошлое стали заведующая литературно-драматической частью драмтеатра Кира Бюрова и заслуженный артист России Владимир Кустарников, одетый по моде начала XIX века. Итак, с чего же начался театр в Симбирске. Конечно, в губернии наверняка существовали модные в те времена крепостные театры, о которых сейчас нет сколько-нибудь достоверных сведениях. Впрочем, искусством артистов из крепостных могли наслаждаться лишь сами помещики и их гости... Первый публичный театр предположительно появился на исходе XVIII века, причём, неподалёку от здания нынешнего театра драмы. Где-то за спиной современного памятника генералиссимусу Суворову располагался особняк помещика Николая Дурасова, оборудованный театральной сценой, который тот в 1785 году принёс в дар губернскому дворянству. Именно там впервые в нашем городе состоялись спектакли для публики. Кстати, и Александр Васильевич Суворов, как оказалось, – также заметная фигура в театральной истории нашего города. Как доподлинно известно, именно он конвоировал «вора и бунтовщика» Емельку Пугачёва, и некоторое время оба они находились в Симбирске. Как выяснилось, некто Михаил Верёвкин, один из чиновников, что вели допросы предводителя повстанцев, начальник походной канцелярии главнокомандующего правительственными войсками графа Петра Панина, был увлечён драматургией. И по мотивам личных контактов с подследственным он написал пьесу «Пугачёв Емелька». По версии краеведа Сергея Петрова, она-то и стала «первой ласточкой» симбирского театра, и премьера состоялась 27 ноября 1774 года. Хотя историческая часть современного здания театра была построена значительно позже описываемых событий, там, по сведениям почти достоверным, где-то есть «пугачёвский подвал», и до сих пор никто не знает, куда могут завести его ходы. Говорят, даже Володя Ульянов пытался туда проникнуть, а его тёзка, Владимир Кустарников, совершенно серьёзно поведал о том, что в былые времена он с товарищами решил оборудовать в театральных подвалах фотолабораторию... За случайно проломленной стеной обнаружился ход, но разведать, куда он ведёт, не позволили «личности в штатском», появившиеся буквально из-под земли. В общем, дырку пришлось заделать, а потом несколько десятилетий молчать об этом инциденте. Верить или не верить – личное дело каждого, однако стоит иметь в виду, что Владимир Петрович между делом взял на себя «вину» за убийство гражданина Ленского, не отрицая, что костюм, в который он одет, снят именно с этого персонажа непосредственно после трагической дуэли... Симбиряки похлопывают... Впрочем, вернёмся к истории. От современного здания театра экскурсия проследовала на стык улиц Гончарова и Минаева, где, на месте нынешней стелы в честь 30-летия Победы стояло здание театра, построенного местным кондитером Александром Матвеевичем Слепнёвымв 1846 году. О кондитере-театрале мало что известно, но человеком он был весьма небедным – настолько, что не только содержал здание театра, но и взял на обеспечение пять социально незащищённых девиц, пока те не закончили обучение в Мариинском училище.В здании было всё, что положено театру: зал на 400 мест, артистические уборные, бутафорская, комната для репетиций и даже буфет. Кстати, часть улицы Минаева до перекрёстка с нынешней улицей Железной дивизии так и называлась Театральная, поскольку связывала два театра – театр Слепнёва и Временный театр на углу Александровского парка, который был построен, когда сцена в особняке дворянского собрания стала приходить в негодность. Временный театр был открыт в 1830-х годахи представлял собой дощатый сарай, обитый изнутри войлоком. Но работало это заведение круглогодично, поскольку зимой отапливалось переносными железными печами. Театров было много – целых два. А вот о спектаклях сохранились довольно нелицеприятные свидетельства. Вот, например высказывание писателя Ивана Гончарова: «Это было бы смешно, если бы не было так скучно. Симбиряки похлопывают, хотя ни в ком нет признака таланта. Но я рад за Симбирск, что в нем есть театр – какой бы то ни было. Глупо было бы мне, приехавши из Петербурга, глумиться над здешними актерами... ». Впрочем, своих актёров в ту пору в Симбирске и не было, и все труппы были заезжими, и в их репертуаре были сотни пьес. Брали не качеством, а количеством, поскольку на один и тот же спектакль публика по десять раз ходить не будет... Что это были в массе своей за спектакли – ясно из названий: «Двумужница, или Зачем пойдешь, то и найдешь», «Тридцать лет, или Жизнь игрока», «Родственник, или покойник-то не умер» и т.п. Сюжет для пьесы И всё это продолжалось до 1879 года, когда на нынешнем месте здание театра воздвиг театрал-энтузиаст, местный адвокат Митрофан Прянишников. По современным понятиям, это был торгово-развлекательный центр: с залом на тысячу мест, торговыми рядами, а вместо скромного театрального буфета – целый ресторан. Однако насладиться своим владением Прянишникову не удалось, поскольку строить «театральную ассамблею» пришлось на заёмные средства. Если местное купечество согласилось отсрочить выплату долга в 100 000 рублей на десять лет и даже от процентов отказалось, то городские власти потребовали в срок вернуть казённые инвестиции – всего-то 5 000 рублей.Видимо тогдашние власти к театральному искусству имели куда меньшую приязнь, чем нынешние. 23 ноября 1879 года показом комедии Александра Островского «Бедность не порок» открылся театральный сезон, но вскоре адвокату Прянишникову пришлось продать свой ТРЦ с торгов «крестьянину Нижегородской губернии» Василию Матвеевичу Булычёву, который превратил его в довольно-таки доходное предприятие. «NEBOLSHOY» и EnfantTerrible После того, как выяснилось, что театральные традиции Симбирска-Ульяновска имеют глубочайшие корни, начался вояж по местным театрам. Первым на пути оказался «NEBOLSHOY театр», где гостей встретил его директор и художественный руководитель Заслуженный артист Российской Федерации Эдуард Терехов. Он поведал о репертуарных и просветительских планах коллектива и сообщил, что театр скоро будет закрыт и даже практически снесён. Но не навсегда. И не совсем. От старого здания останется фасад, и к нему в ближайшие пару лет будет пристроено новое помещение, где и зал будет значительно больше, и сцена куда современнее, и «приусадебный участок» расширится раз в десять. А пока идёт стройка, труппа будет выступать на иных площадках и совершать гастрольные поездки. Следующим стал театр-студия "EnfantTerrible", где гостям даже наливали! И чай, и кофе. И это – несмотря на то, что подопечные Дмитрия Аксёнова до сих пор работают исключительно «для души» и зарплат не получают. Между тем за последнее десятилетие театр снискал любовь ульяновского зрителя, а также всероссийское и даже международное признание. Воистину, «насколько лучше бы играла Ермолова, если бы она днем работала у шлифовального станка!". У станка актёры этого камерного, практически катакомбного театра, конечно, не стоят, поскольку на жизнь зарабатывают в иных театрах, а здесь – всё исключительно для души, и никто не жалуется на судьбу... Народный артист России Валерий Шейман, возглавляющий жюри «Лицедея», продемонстрировал крайнюю симпатию к атмосфере, царящей в этом симпатичном полуподвале, и пообщался не только с худруком и актёрами, но и с двумя мелкими котятами, которым, может быть, суждено стать талисманами театра. Музей «Дом-ателье Ф.Ливчака» сейчас относится к Музею-заповеднику «Родина В.И. Ленина», а ведь когда-то здесь располагался Дом актёра, где, как это припомнил Владимир Кустарников, проходили не только банкеты, свадьбы и прочие торжества, но и устраивались читки ролей. Однако на содержание и ремонт здания у местного отделения Союза театральных деятелей финансов, увы, не было. Ради сохранения объекта культурного наследия пришлось его передать - тем, кому это по средствам. Однако сам знаменитый симбирский архитектор был большим поклонником театра, потому именно театру посвящена значительная часть экспозиции. Здесь выставлены сценические костюмы уже ставшего легендарным Бориса Александрова, афиши и фотографии позапрошлого века... А финал вояжа состоялся в театре кукол, где гостям было позволено заглянуть на репетицию и ознакомиться с богатейшей коллекцией театрального музея. Увы, вот самый молодой театр, который так и называется – Молодёжный, посетить не удалось. Потому что – перестройка. Коллектив Алексея Храбскова-Вольного пока не въехал в здание бывшего кинотеатра «Художественный». Но будем надеяться, что реконструкция свершится и новоселье не за горами... .