Высадка в ад. Последний бой морпехов Ольшанского

Небольшой отряд советских морских пехотинцев против немецких танков и артиллерии — ровно 75 лет назад, 26 марта 1944-го, бойцы Черноморского флота высадились в порту города Николаева. Тогда это был глубокий тыл противника. Дерзкий и неожиданный для немцев удар сыграл решающую роль в освобождении города и подготовил почву для Одесской наступательной операции. О той двухдневной ожесточенной схватке, ставшей для большинства десантников последней, — в материале РИА Новости.

Высадка в ад: последний бой морпехов Ольшанского
© © РИА Новости / Евгений Халдей

В тылу врага

К началу Одесской наступательной операции Ставка Верховного Главнокомандующего поставила войскам 3-го Украинского фронта задачу не допустить отхода противника за реку Южный Буг, захватить переправы и помешать гитлеровцам закрепиться на реке. Одним из стратегически важных форпостов немцев на пути к Одессе был город Николаев — судостроительный центр и бывшая база Черноморского флота. Немцы сосредоточили здесь много войск и техники, возвели мощные фортификационные сооружения.

Перед началом крупномасштабного наступления советское командование решило отвлечь часть сил противника, посеять панику в гитлеровских войсках и нарушить систему боевого управления. Двадцать шестого марта в порту Николаева высадился десантный отряд. Морпехами командовал 29-летний старший лейтенант Константин Ольшанский. И командование, и сами десантники четко осознавали, что в живых после боя останутся единицы. Поэтому в отряд Ольшанского отбирали только добровольцев. Всего в порту высадились 68 бойцов. Кроме 55 морпехов, в операции участвовали приписанные к отряду 12 саперов и связистов. Проводником вызвался один из местных жителей, рыбак Андрей Андреев — он был с отрядом до конца.

До Николаева отряд добирался по реке Южный Буг из района села Константиновка на подручных плавсредствах — старых рыбацких лодках, взятых у местных жителей и наспех отремонтированных. К точке высадки подошли на рассвете. Положение осложняло и то, что немцы заминировали многие здания и причалы порта, чтобы затруднить проникновение советских войск с тыла — это была не первая попытка высадиться в Николаеве. Десантникам все же удалось довольно быстро захватить несколько зданий и занять круговую оборону, контролируя прилегающие подходы и дороги. Отряд обнаружили практически сразу.

Последний бой

Сначала немцы решили, что в домах засели партизаны. Однако, потеряв в первых атаках десятки солдат и офицеров, поняли: это более серьезный противник. К порту стянули несколько батальонов пехоты, танки, артиллерию, минометы и огнеметы. Позже из показаний пленных офицеров вермахта выяснилось, что немцы приняли десантную операцию за наступление основных ударных сил Красной армии.

Бой продолжался целый день. Немцы не давали краснофлотцам передышки, усиливая натиск с каждым часом. Четырехэтажное здание портовой конторы, в котором оборонялся костяк отряда, обстреливали прямой наводкой из пушек и минометов, поджигали из огнеметов, в него летели гранаты, зажигательные снаряды и дымовые шашки. Три этажа обрушились.

К утру 27 марта в живых оставались только 15 советских бойцов. Немцы двинули вперед танки. Один подбили из противотанкового ружья. Другой уничтожил тяжелораненый матрос, которому незадолго до этого оторвало руку. Он со связкой гранат бросился на вражескую машину и погиб. Командир отряда Ольшанский, также получивший тяжелое ранение, все еще продолжал руководить боем. Осознавая критическое положение, он, пока еще были живы радисты, вызвал артиллерийский огонь на себя. После потери связи Ольшанский отправил бойца с донесением командованию о сложившейся ситуации и своем решении биться до конца. И действительно — краснофлотцы дрались до последнего. Так, когда гитлеровцы ворвались в одно из зданий, матрос Дермановский, израненный и обессиленный, вцепился зубами в горло немецкому офицеру.

Ценою жизни

Хотя десантников поддерживали артиллерия и штурмовики, с каждым новым немецким штурмом ряды обороняющихся редели. Командование предприняло несколько попыток отправить сражающимся в окружении морпехам подкрепление, но прорваться не удалось. Ольшанский погиб вечером 27 марта. На следующий день, когда немцы отступили и в город вошла советская армия, обнаружили 11 выживших краснофлотцев. Все они были тяжело ранены, контужены, обожжены, многие отравились дымом. Несколько бойцов умерли впоследствии от ран в госпиталях, двое погибли позже в боях.

Всего немцы 18 раз штурмовали позиции десантников. Бойцы отряда Ольшанского уничтожили около 700 гитлеровцев. Ценой своей жизни они выполнили поставленную задачу — нарушили оборону противника и способствовали успешному наступлению основных сил Красной армии. Кроме того, десантники помешали отступающим немцам взорвать несколько стратегически важных объектов в городе.

Операция по высадке десанта в Николаеве уникальна не только с военной точки зрения. Это один из немногих случаев, когда приказом Верховного Главнокомандующего звание Героя Советского Союза присвоили всему личному составу подразделения — 55 краснофлотцам, за исключением саперов и связистов, личности которых не установлены до сих пор. Проводника Андреева наградили посмертно только спустя 20 лет. В память о событиях марта 1944-го на центральной площади Николаева воздвигли мемориал, имя Константина Ольшанского носили большой десантный корабль ВМФ СССР и населенный пункт в пригороде Николаева.