Вторая волна финансового мошенничества направлена прежде всего против пенсионеров
В последние дни в СМИ появились публикации о новой кампании финансовых мошенников, направленной на уже обманутых и пострадавших вкладчиков как финансовых пирамид, так и различных микрозаймов. В частности, это касается вкладчиков «Кэшбери» от которой пострадало значительное число граждан и прежде всего пенсионного и лиц предпенсионного возраста. Как написала газета «КоммерсантЪ» в номере от 19 марта, пострадавшие от финансовых пирамид граждане повторно становятся жертвами мошенников. На прошлой неделе Фонд по защите прав вкладчиков и акционеров зафиксировал начало новой волны в отношении вкладчиков группы российских и зарубежных компаний, действовавших под общим брендом «Кэшбери». Представляясь сотрудниками самого фонда и Судебной коллегии по экономическим спорам, мошенники пытались выманить персональные данные граждан. Звонки стали поступать гражданам, проживающим в самых разных регионах России. Звонившие сообщали, что им необходимы личные данные всех пострадавших от инвестирования в «Кэшбери» для того, чтобы подать коллективный иск в суд и вернуть украденные средства. Каждому, кто поучаствовал в «коллективном иске», якобы полагалась компенсация в 20–30% от суммы вклада, а также 125 тыс. руб. из наложенных на "Кэшбери" государством штрафов. При этом выплаты будут осуществлены через «кассовый операционный центр "Росгосстраха"», куда необходимо предоставить данные об ИНН и реквизитах текущего банковского счета. Расчет мошенников был на то, что Федеральный общественно-государственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров — солидная некоммерческая организация, существующая с 1995 года и призванная осуществлять компенсационные выплаты вкладчикам, пострадавшим в результате противоправных действий нелицензированных финансовых компаний. Более того, почти сразу после начала звонков потерпевшим в сети появился сайт Cashbery 2019, где в многочисленных видеороликах «благодарные вкладчики» сообщали, что получили долгожданные выплаты от «Кэшбери». «Информация о том, что группа мошенников, представляясь сотрудниками фонда, обещает гражданам вернуть потерянное, иногда даже с "процентами", поступает к нам с лета прошлого года, – приводит «КоммерсантЪ» слова управляющего фонда Марата Сафиулина. – Мошенники зачастую пытаются дополнительно вытянуть деньги из жертв пирамид, используя методы социальной инженерии. Стремясь завоевать доверие, аферисты могут предлагать помощь якобы от государственных или окологосударственных структур и Банка России. Сейчас получили большое распространение схемы повторной обработки жертв финансового мошенничества. В ряде случаев все заканчивается заключением договора на «юридическую помощь», которую предлагается оплатить. После оплаты «юристы» бесследно исчезают». М. Сафиулин добавил также, что нередко мошенники высылают своим жертвам поддельные документы — фальшивые письма от Банка России, Следственного комитета, решения судов и т. п. Для того, чтобы обезопасить москвичей, прежде всего, людей старшего возраста, от подобных по сути преступных действий, столичное правительство с осени прошлого года реализует масштабную социальную Программу, направленную на повышение финансовой грамотности пенсионеров. В рамках проекта во всех районах Москвы в Территориальных центрах социального обслуживания проводятся трехдневные курсы, на которых специалисты Высшей школы экономики преподают пенсионерам основы финансовой грамотности и в том числе рассказывают им, как не попасть в сети финансовых мошенников. Сами пенсионеры, прошедшие обучение, исключительно высоко оценивают и саму Программу, и качество преподавания, и можно с полной уверенностью сказать, что пожилых людей, втянутых в мошеннические финансовые схемы, теперь в Москве будет значительно меньше.