Ещё
Трагедия в Перми: среди погибших оказался ребенок
Трагедия в Перми: среди погибших оказался ребенок
Происшествия
Чайка покидает пост генпрокурора
Чайка покидает пост генпрокурора
Политика
Москвичам пообещали апрель в январе
Москвичам пообещали апрель в январе
Погода
Зеленский сделал заявление о своей отставке
Зеленский сделал заявление о своей отставке
В мире

Опасные гастроли. Евгений Сафронов — о культурном обмене между Россией и Украиной 

Опасные гастроли. Евгений Сафронов — о культурном обмене между Россией и Украиной
Фото: InterMedia
(сокращенная версия материала опубликована в газете «Коммерсантъ» 21.03.19)
Шоу-бизнес пострадал в результате событий 2014 года больше других культурных индустрий — в первую очередь в силу того, что его основой является гастрольная деятельность. Театры, цирки и музеи работают сезонами на своей базе, а известного музыканта-исполнителя работа в своем городе не прокормит — она по определению нацелена на максимально широкую географию выступлений. Построенное в СССР единое культурное пространство показало серьёзную устойчивость — после распада страны шоу-бизнес оставался практически единым целым, российские артисты, как и прежде, отводили до 30-40% своих афишных и закрытых концертов, а украинские артисты высоко ценились и всегда находили благодарную аудиторию на российских просторах. В творческом составе и менеджменте российского шоу-бизнеса и сейчас не менее трети — выходцы с Украины.
С 2014 года гастрольный обмен резко усложнился — началось с официального закрытия въезда на Украину артистам, выступающим в , далее ряд громких политизированных инцидентов снизил привлекательность украинских гастролей для российских артистов, а ограничения русскоязычного вещания на украинском радио усложнило продвижение концертов. К украинским артистам, выступающим в , также были применены официальные санкции со стороны Украины. В итоге гастрольный обмен сократился в десятки раз, сейчас найти российского артиста на украинских афишах сложно — уверенно прокладывать маршруты по украинским городам могут позволить себе лишь некоторые тяжеловесы, включенные в «белый список» украинского Минкульта, такие, как  или . «Машина времени» планирует посетить Украину в ноябре, а группа Matrixx Глеба Самойлова на украинских площадках выступает в наполовину усеченном составе, так как некоторые участники засветились в Крыму.
Потеря огромной потенциальной аудитории привела к заметному кризису в шоу-бизнесе, однако в ситуации практически полного отсутствия официальной отраслевой статистики оценки масштабов проблемы сильно расходятся. Депутат Борислав Береза опубликовал в фейсбуке свои расчеты на эту тему — он уверяет, к примеру, что  потеряла за 3 года около 540 000 евро. Концертный директор певицы отнесся к этим данным с нескрываемым удивлением — потери нулевые, часть выступлений действительно была отменена по понятным причинам, но все даты были сразу зарезервированы другими заказчиками. «Огромная очередь на выступления Кристины из-за создавшейся ситуации просто немного уменьшилась» — заявил г-н Качан корреспонденту InterMedia. Исполнители среднего уровня известности, ориентированные больше не на сольные, а на клубные и корпоративные выступления, считают, что потеря украинского рынка первоначально серьёзно повлияла на их доходы, однако при этом заставила быстро переориентироваться на российские миллионники, европейскую диаспору, страны бывшего СССР.
Эксперты InterMedia считают, что намного серьёзнее на шоу-бизнес повлияло сокращение реальных расходов населения на культуру и развлечения, вызванное резким снижением доходов жителей обеих стран в 2013-2015 гг. — российского — с 15200 до 11760, украинского — с 3800 до 2650 (за год в долларах США, данные ). Это привело к сокращению количества концертов, снижению цен на билеты и гонораров исполнителей. В итоге общий оборот зрелищных индустрий в РФ сократился в долларовом эквиваленте практически вдвое — ориентировочно с 2 млрд до 1 млрд (оценка InterMedia). Несмотря на заметное восстановление отрасли в 2015-2018 гг., докризисных значений достичь не удалось до сих пор.
Украинские сцены тем временем заполнили украинские исполнители, количество концертов которых кратно увеличилось. «Теперь наши группы собирают дворцы и стадионы. До этого такого не было», — сообщил Deutsche Welle глава Коалиции исполнителей и продюсеров Украины Дмитрий Прикордонный. Украинская публика также в значительной степени переориентировалась на местных артистов — в топах не только хорошо известные российской публике , и «Грибы», но и , Onuka и Dzidzio, о которых в России знают лишь посвященные. Сыграли свою роль и весьма жесткие ограничения для русскоязычных артистов на радио. Сервис TopHit оценивает распределение украинского радиоэфира в 2018 г. так: украиноязычные треки — 51%, русскоязычные — 11%, на английском и других европейских языках — 38%. При этом на YouTube — ведущем источнике музыки в интернете — пропорции за этот же период были иными — 7/53/40.
В то же время в клубах продолжают звучать и проходят на ура классические каверы золотого века советской эстрады. Интересен и резкий взлет ранее неприметной ниши украинского билетного рынка — трансграничной продажи билетов в рамках специально организованного тура. К примеру, только одним одесским билетным агентством на концерт группы «Ленинград» в Молдавии было продано более 400 билетов, а на концерт «Би-2» — более 300. Привлекли многих жителей Украины и выступления и  в Минске, не говоря уж о концертах фестиваля «Славянский базар в Витебске».
Видео дня. Бобер помочился на зрителей в цирке из-за жестокого обращения
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео