Пермь и Непермь: что и зачем появилось на местном медиарынке за полгода

Еще недавно пермские издатели ориентировались на газеты. Открыл – получил доход с рекламы плюс влияние. Сейчас печатные СМИ в своем большинстве склоняются под грузом нерешаемых финансовых проблем, а фокус внимания смещается в сетевые проекты. В Прикамье их начали открывать как в формате стартапов, так и с готовым пулом инвесторов. «Пермь300» Накануне о создании нового сетевого ресурса объявил Ритис Барасукас, бывший журналист пермской телекомпании ВЕТТА. «С этой недели я сам по себе. Свой собственный. И это меня несказанно радует. Отправляюсь в свободное плавание!» – написал он в Facebook. Новым местом работы для Бараускаса станет «Пермь300». По данным сервиса nic.ru, домен, на котором размещен ресурс, зарегистрирован за Private Person в июле 2018 года. Господин Бараускас сообщил «ФедералПресс», что проектом он занимается самостоятельно и намерен в перспективе получить для него статус СМИ. «Не хочу уделять внимание чернухе в любом ее проявлении. Мне интересно, как люди сами отвечают за свою судьбу, вместе с ними искать практические решения, как сделать жизнь и город лучше. Нет настроя на негатив или позитив, есть курс на конструктив. Отдельный блок – чек-лист исполнения обещаний чиновников и депутатов», – уточнил журналист. По его словам, «Пермь-300» в своих публикациях сосредоточится на Перми и пермской агломерации. Желаемая аудитория – люди, которые умеют думать и анализировать. Стоит задача вывести проект на самоокупаемость. При этом у создателя ресурса нет желания участвовать в конкурсах на госконтракты, чтобы сохранить независимость в выражении интересов широкого круга лиц. Монетизация предусматривает привлечение рекламодателей на интересный контент и сформировавшуюся аудиторию читателей. Сроков окончания проекта Бараускас не обозначает, а ближайшим ключевым пунктом назначения называет 300-летие Перми в 2023 году. Название обязывает. Prime Три дня назад, во вторник, был презентован интернет-ресурс Prime. Анонимный телеграм-канал «Политов» приписал его создание Геннадию Сандыреву, бизнесмену и экс-сопредседателю прикамского регштаба ОНФ. Однако господин Сандырев в комментариях прессе свое участие или заинтересованность в проекте не подтвердил. Занимаются им бывший главред газеты «Деловой интерес», экс-руководитель пермской редакции «URA.Ru» Марина Шилова и бывший сотрудник этой же редакции Стефан Савелли. Шилова – в должности шеф-редактора, Савелли – как редактор сайта. Марина Шилова отказалась назвать владельцев и инвесторов проекта, сославшись на коммерческую тайну. Отвечая на вопрос, какие задачи – коммерческие или политические – решает Prime, госпожа Шилова сказала: «Мы будем стремиться выйти на самоокупаемость. На госконтракты мы особо не рассчитываем. Политическим наш проект назвать нельзя, так как мы не принадлежим никакой политической силе. Prime будет объективно доносить информацию до наших читателей». Prime намерен делать ставку на публикации по вопросам, которые волнуют людей, включая социальную тематику. Территориальный охват на начальном этапе – Пермский край, в планах – расширение географии присутствия издания. В штате уже состоит несколько журналистов, есть корреспонденты в территориях. Временные рамки существования проекта Марина Шилова обозначила как «мы пришли надолго». Вопрос с регистрацией СМИ будет решен в течение месяца. Что касается названия интернет-ресурса, то слово Prime имеет много вариантов перевода с английского, включая «главный» или «первоначальный». Они лучше всего соотносится со словами шеф-редактора «мы хотим быть первыми». По данным сервиса flexireg.net, права на доменное имя prime.ru.net были зарегистрированы в октябре 2018 года. Имя владельца домена не указано. «Солевар» «Ну что, дамы и господа, начнем по чуть-чуть. Первые материалы небольшого, но амбициозного издания «Солевар». Читайте», – написал 19 февраля в Facebook Олег Русских, бывший главред радио «КП-Пермь», телекомпании «УралИнформ-ТВ» и сайта телекомпании «Рифей-Пермь». Права на доменное имя «Солевара», по данным сервиса nic.ru, были зарегистрированы в январе текущего года. Имя собственника домена не указано. Олег Русских отказался назвать владельцев и инвесторов проекта «Солевар». «Это проект группы частных лиц, которые пригласили меня в качестве редактора для разработки, запуска и ведения издания. Какие-то вещи будут понятны после регистрации проекта как СМИ. Мы с этим не спешили, ожидая рассмотрения закона о фейках и неуважении к власти», – рассказал «ФедералПресс» Олег Русских. В редакционной политике «Солевар» отдает приоритет аналитическим и обзорным статьям, в которых разбирает процессы и важные для текущей жизни Перми события. Это транспорт, благоустройство, ЖКХ, предпринимательство. Новостям издание предпочитает хорошую аналитическую статью. Отвечая на вопрос «бизнес или политика?», Олег Русских сказал, что это – история про качественную журналистику в ее немного устаревшем понимании. На сегодня «Солевар» не рассчитывает на госконтракты. Штат редакции будет немногочисленным. Концепция издания предусматривает активное сотрудничество с внештатными авторами. Что касается названия «Солевар», то оно было выбрано среди полусотни вариантов по итогам отбора в фокус-группах. Оно дает четкую привязку к региону, для которого выражение «пермяк – солены уши» стало одним из проявлений местной идентичности. В то же время слово «Солевар» понятно жителям других регионов и, что важно, легко ими запоминается. «Непермь» В январе 2019 года Роскомнадзор зарегистрировал в качестве СМИ сетевое издание «Непермь». Учредителем выступило ООО «Березниковский рабочий». Доменные имена neperm.ru и непермь.рф для проекта были приобретены в августе прошлого года. Главным редактором назначена главред газет «Березниковский рабочий» и «Березниковская неделя» Наталья Мальцева. Ресурс «Непермь» создан компанией, издающей газеты «Березниковский рабочий» и «Березниковская неделя». Он является самостоятельным СМИ с января, а работать начал с осени прошлого года, сообщил директор ООО «Березниковский рабочий» Максим Пасютин. «Непермь» рассказывает о жизни Верхнекамья – в Березниках, Соликамске, Усолье, Красновишерске, Чердыни, Яйве. Отсюда и акцент в названии на события, которые происходят не в краевой столице, с жителями «неперми». «Березники и Соликамск регулярно становятся ньюсмейкерами федеральной повестки. «Непермь» должен стать ресурсом номер один в стране, источником достоверной информации, когда речь идет об этих городах», – уточнил господин Пасютин. На вопрос «политика или бизнес?» он ответил, что все ресурсы компании, а это, помимо двух газет, еще два телеканала, ориентированы на монетизацию контента. Задачи участвовать в конкурсах на госконтракты перед проектом «Непермь» не стоит, но такой вариант не исключен, если это не будет противоречить бизнес-интересам издания. Проектом занимается команда журналистов «Березниковского рабочего», дважды входившего в десятку лучших газет страны на конкурсе Союза журналистов России и журнала «Журналистика и медиарынок». Контент для ресурса производят и коллеги из телекомпании «Березники ТВ». Речь идет о попытке реализовать идею конвергентной редакции. «Пермь Активная» В октябре 2018 года Роскомнадзор зарегистрировал сетевое издание «Пермь Активная» в качестве СМИ. Его учредителем выступило ООО «Медиа-агентство КУЛИЧ», сам проект «Пермь Активная» контролирует бизнесмен и депутат пермской гордумы Илья Лисняк. Новое СМИ размещается на сайте perm-active.ru. Это доменное имя с декабря 2017 года числится за «Куличом». На указанном сайте публикуются репосты из пабликов соцсети «ВКонтакте». Генеральный директор медиаагентства «Кулич» Ирина Форсюк рассказала «ФедералПресс», что на данный момент сетевое издание «Пермь Активная» находится в режиме ожидания. Оно будет активировано в качестве официального СМИ при наличии коммерческой необходимости. «Паблики нельзя зарегистрировать в качестве СМИ, поэтому было создано сетевое издание «Пермь Активная», одноименное нашему ключевому паблику из соцсети «ВКонтакте». Для нас это больше бизнес, чем политика, хотя понятно, что медиа в любых их проявлениях могут служить общественно-политическим целям», – прокомментировала Ирина Форсюк. По словам Ильи Лисняка, в паблики он на протяжении 2015–2017 годов инвестировал свыше десяти миллионов рублей. Сейчас рынок значительно вырос, и они приносят стабильный доход. Продолжается рост аудитории за счет раскрутки имеющихся ресурсов и приобретения того, что можно купить, арендовать или взять в управление. По оценке Ирины Форсюк, сеть пабликов под ее управлением контролирует порядка 75 процентов прикамского сегмента «ВКонтакте». Совокупный валовый охват составляет порядка 1,3 млн пользователей, за вычетом пересечений – около миллиона. «Для меня это – долгосрочный бизнес. Соцсети будут только расти, сюда постепенно уйдет трафик традиционных медиа. «Пермь Активная» будет претендовать на все способы монетизации», – рассказал Илья Лисняк. Территориально он делает ставку на Пермский край и региональный рынок, так как аудитории в других регионах уже поделены. Часть пабликов Лисняка, как, например, «Типичная Пермь», ориентируется на молодежь. Часть – как «Пермь ВКонтакте» – на более взрослую аудиторию. Базовый паблик «Пермь Активная» универсален. В редакции работают двенадцать сотрудников под руководством главного редактора Артема Феоктистова. Коммерческое управление сетью пабликов передано медиаагентству «Кулич» Ирины Форсюк. Подготовка к выборам Последние изменения в отрасли для «ФедералПресс» прокомментировал председатель Пермской краевой организации Союза журналистов России Игорь Лобанов: «Тот факт, что, несмотря на глобальный кризис в медиа, в Пермском крае все же появляются новые СМИ, безусловно, не может не радовать. Я – за расширение информационного пространства любыми средствами. Яркая примета времени – все новые медиапроекты являются интернет-изданиями, хотя и не все они успели зарегистрироваться в качестве СМИ». Но на этом сходство между ними заканчивается, считает лидер прикамских журналистов. По его мнению, neperm.ru – сетевая ипостась одной из старейших газет Пермского края «Березниковский рабочий». Про Solevar.info и Prime.net.ru можно сказать только то, что они пытаются занять информационное пространство в ситуации, когда традиционные его обитатели позволяют это сделать. Запрос общества на информирование о происходящем в городе и крае удовлетворен далеко не полностью, есть темы, которые СМИ либо не видят, либо описывают тенденциозно. Здесь и появляется ниша для новых медиа. Но само по себе наличие информационных лакун и зон умолчания не означает, что любой продукт будет востребован. Нынешний читатель избалован обилием предложения, и для того, чтобы привлечь его внимание, нужно очень сильно постараться. «Говоря о причинах появления новых СМИ, нельзя также сбрасывать со счетов и обострение политической ситуации. В ряде случаев издания могут появляться из-за желания своих владельцев или инвесторов подготовиться к предстоящему выборному циклу. Не думаю, что кто-то из финансирующих новые издания в нынешних условиях всерьез рассчитывает на получение финансовой прибыли. Основными дивидендами здесь может стать политическое влияние, – предположил Игорь Лобанов. – Учитывая авторский состав и стиль «Солевара», могу предположить, что у этого проекта есть все шансы занять свою нишу и собрать собственную читательскую аудиторию. О проекте Prime пока не могу сказать ничего. Он явно еще очень сырой даже с технической точки зрения. В любом случае чем больше существует разнообразных СМИ, тем это полезнее для общества». Напомним, размещать материалы агитационного характера на коммерческой основе могут СМИ, которые существуют не менее одного года на момент объявления выборов. Ближайший пик выборной активности в Прикамье придется на 2021 год, когда здесь выберут депутатов в Госдуму, краевое заксобрание и думу Перми. Поэтому 2019 год – последний, когда можно в плановом режиме создать и зарегистрировать СМИ с целью его использования в избирательных кампаниях. Фото: ФедералПресс / Дмитрий Барков