Долг без срока давности. ВТБ попытается отсудить у экс‐владельцев «Трансаэро» 250 млрд рублей
Спустя три года после официального банкротства дело авиакомпании «Трансаэро» вновь оказалось в суде. Банк ВТБ подал иск против экс-владельцев авиалиний на сумму 250 миллиардов рублей — это все долги перевозчика перед банками, поставщиками топлива и лизинговыми компаниями. В компании отрицают все обвинения и не собираются платить по счетам. В тонкостях судебной тяжбы разбирался «360». Накануне ВТБ подал в арбитражный суд Санкт-Петербурга иск о привлечении к субсидиарной ответственности бывших контролирующих акционеров авиакомпании «Трансаэро». Банк просит взыскать 250 миллиардов рублей с семьи Плешаковых, которые выступали основными держателями акций компании. Как указано в сопроводительных документах к иску, Ольга и Александр Плешаковы, а также Татьяна Анодина, которая является матерью последнего, владели 53% акций обанкротившейся «Трансаэро». Плешаков много лет возглавлял совет директоров авиакомпании, а его жена с 2001 по 2015 годы была ее гендиректором. Татьяна Анодина работала бессменным руководителем Межгосударственного авиационного комитета (МАК) и по совместительству входила в совет директоров «Трансаэро». В иске указано, что Плешакова, занимавшая ранее посты генерального директора и главы совета директоров «Трансаэро», не передала конкурсному управляющему компании ряд документов бухгалтерского учета и отчетности, что существенно затрудняет процедуру банкротства, а также инвентаризацию имущества. Кроме того, истец утверждает, что руководство «Трансаэро» специально искажало финансовую отчетность компании, чтобы вводить в заблуждение своих кредиторов. По данным ВТБ, объективное банкротство «Трансаэро» наступило еще в 2012 году, однако акционерам компании, являющимся так же ее руководителями, продолжали выплачивать дивиденды и премии. Так, в 2013 году «дочке» «Трансаэро» Jeimbo Cyprus были перечислены два миллиарда рублей, а другой дочерней корпорации — ООО «Трансаэро-финансы» было перечислено 1,3 миллиарда рублей. В ВТБ подобные транзакции посчитали незаконным выводом активов. Напомним, что перевозчик прекратил осуществлять полеты в 2015 году, а 2017 году был признан банкротом. ВТБ и его «дочки» входили в число основных кредиторов компании — не погашенный долг до сих пор составляет порядка 28,7 миллиарда рублей. Как рассказали «360» представители банка, иск подали из-за фактов искажения отчетности со стороны семьи Плешаковых. «Основанием подачи данного заявления являются действия/бездействия указанных лиц, которые, по нашему мнению, повлекли невозможность удовлетворения должником требований кредиторов», — отмечают в пресс-службе ВТБ. Причем в банке настаивают на том, что структура намерена взыскать с семьи Плешаковых все средства, которые те задолжали своим партнерам. Помимо ВТБ у перевозчика остались долги перед поставщиками топлива и лизинговыми компаниями. Так, речь идет о 240,5 миллиарда рублей, которые уже ранее были включены в реестр и 8,7 миллиарда задолженностей по текущим платежам. «Наша основная цель при работе с проблемной задолженностью — возврат кредитных средств банка. Подчеркиваем, что ВТБ будет добиваться полного возврата денежных средств всеми доступными способами в рамках законодательства», — рассказали «360» в банке. Сделки под вопросом Источник фото: РИА «Новости» В свою очередь, бывшие владельцы не намерены выплачивать средства и настаивают на своей невиновности. Так, в беседе с «360» их адвокат Евгений Гурченко из бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» подчеркнул, что его подзащитные не согласны с заявлением банка. Бухгалтерская отчетность компании не подвергалась каким-либо искажениям, своевременно раскрывалась и постоянно проходила проверку как со стороны аудиторов, налоговой службы и иных контролирующих органов, так и со стороны самого банка. «Руководство „Трансаэро“ открыто и добросовестно осуществляло управление компанией, его действия полностью соответствовали интересам „Трансаэро“. Каких-либо сделок по выводу активов в указанный период не совершалось, в том числе упомянутые дочерние компании также направляли все денежные средства на погашение обязательств перед известными российскими банками и финансовыми организациями», — отмечает адвокат. Гурченко обратил внимание на тот факт, что в прошлом году ВТБ также подавал иск о банкротстве основателя «Трансаэро» Александра Плешакова. Но затем Арбитражный суд Москвы производство по делу прекратил в связи с погашением последним задолженности. Также в начале марта этого года суд Санкт-Петербурга и Ленобласти принял отрицательное решение по иску конкурсного управляющего «Трансаэро» Алексея Белокопытова по взысканию с бывшего гендиректора авиакомпании Ольги Плешаковой почти 11,3 миллиона рублей. Тогда Белокопытов попросил признать недействительной сделку об аренде здания на Никольской улице в Москве, которую заключили 11 декабря 2012 года. Он также потребовал взыскать с Плешаковой проценты за пользование чужими средствами. «Ряд сделок уже признан судами законными, а действия руководства „Трансаэро“ добросовестными. Что касается доводов о признаках банкротства компании с 2012 года, то они противоречат целому ряду вступивших в законную силу решений судов по делу о банкротстве, которыми признают отсутствие банкротства на протяжении всего срока полномочий Плешаковой», — объяснил собеседник «360». По информации Евгения Гурченко, суд отложил предварительное заседание на 23 апреля 2019 года. Между тем взыскать долги с бывших акционеров «Трансаэро» может быть весьма проблематично, отмечают опрошенные «360» юристы. Дело в том, что семья Плешаковых уехала из России еще в 2015 году. В данный момент Александр проживает преимущественно в Азербайджане вместе с супругой. Его мать также много времени проводит в Баку, где у МАКа есть филиал. По данным СМИ, семья была вынуждена переехать в Азербайджан из-за судебных преследований в США, которые были предъявлены «МТС Банком». «В данном случае речь идет о субсидиарной ответственности. В судебной практике РФ подобные иски удовлетворялись, поэтому в ВТБ есть шансы добиться возвращения долгов. Тем не менее, не стоит забывать о сроках исковой давности, в случае с „Трансаэро“, которая перестала функционировать еще в 2015 году, могут возникнуть сложности, так как срок давности обычно составляет три года. Тут все зависит от того, какой будет точка отсчета: если будет считаться от момента совершения противомерных действий, которые привели к банкротству, то судебная тяжба может стать успешной для ВТБ», — подчеркнул в разговоре с «360» председатель коллегии адвокатов «Ицков и партнеры» Дмитрий Ицков.