Войти в почту

Ирина Апексимова: Не может быть театра Любимова без Любимова

Московский театр на Таганке готовится отметить 55-летие. О том, что и как готовят в знаменитом коллективе к этой дате, а также как и чем живет легендарная Таганка в последние годы, «Вечерке» рассказала его директор Ирина Апексимова. — Ирина, как отметите юбилей? — Мы делаем спектакль всего лишь на один раз, а ставит его невероятный Савва Савельев. Называться он будет «Red Square: Жажда жизни сильней», что отсылает к знаменитому красному квадрату на логотипе Театра на Таганке и песне Владимира Высоцкого «Охота на волков», звучавшей в спектакле Юрия Любимова «Берегите ваши лица», скандально закрытом после премьеры по причине «несвоевременности». Это будет переосмысление истории Таганки в современной интерпретации. Потому что история — это история, мы ее ценим и любим, но... мы должны жить дальше и идти вперед. — А как изменился театр после ухода Юрия Любимова? — Весьма изменился. Я пришла сюда в 2015 году. Это уже не был театр Любимова, но и нового имени он не приобрел. — Этот театр, как, быть может, мало какой другой, ассоциируется с именем его создателя. Как с этим быть? — Да, это был абсолютно театр Любимова. Как были театры, созданные на именах Товстоногова, Гончарова... И пока эти люди есть, пока они верят в тот театр, эти театры живы. Но не может быть театра Любимова без Любимова. Юрий Петрович когда-то создал абсолютно живой театр, который отражал по-своему время, который был всегда живым. Но сегодня мы не можем играть спектакли так, как это было, например, в 80-е годы. Поменялись люди, режиссеры, зрители, поменялось восприятие театра. Не может же быть телевизор всегда черно-белый и с линзой, правда? У нас теперь цифровое телевидение, и никто не переживает, а вот если перестают работать спектакли потому, что они уже рассыпались... Знаете, театр — это не музей, и сам Юрий Петрович говорил, что театр — это дело молодых, имея в виду пульс, созвучный с сегодняшним днем. — Какова же сегодняшняя генеральная линия? Это больше не театр авангарда, Брехта, зонгов? — Все будет зависеть от режиссеров, которые сюда придут, и чем они будут ярче, чем заметнее будет разница между ними, тем интереснее будет складываться и репертуар. — А что же навсегда останется из любимовского наследия — «Мастер и Маргарита», «Гамлет»? — Гамлет без Высоцкого? И Любимова?! Ну а «Мастер и Маргарита» идет, как и самый главный спектакль, который явно будет идти дольше всего, — «Добрый человек из Сезуана», с которого начался Театр на Таганке Любимова. Он идет с 1964 года. Это такая «Синяя птица» Таганки. — В каких отношениях вы сейчас с театром «Содружество актеров Таганки»? — Мы мирно соседствуем, а поскольку у нас одни коммуникации, то периодически решаем какие-то совместные проблемы. — Ну а сам великий бренд все еще звучит? — В 1970-е годы в Москве было около 20 театров, а сейчас 78 муниципальных московских плюс еще федеральные, и это не считая невероятного количества антреприз. Предложение периодически превышает спрос. Конечно, стало сложнее. — А что у вас в ближайших планах? — Мы взяли две лучшие пьесы 2018 года, это современная драматургия молодых авторов. Пьеса Павла Пряжко «Сосед» и «Горка» Алексея Житковского. У нас ставит сейчас и Алексей Франдетти, который принес театру «Золотую маску». Мы делаем с ним уникальную миниоперу для двух артистов — для малой сцены. Невероятно дорогой спектакль, с живым оркестром, но мы решили занять и эту нишу. — Вы заняты в репертуаре Таганки? — У меня три спектакля в театре — «Чайка», «Беги, Алиса, беги» и «Теллурия». — Скучаете по родному Волгограду? — Повезла недавно показать мою малую родину дочери, а набережная оказалась закрыта, какой-то ремонт. Так что кайфа от широкой Волги испытать так и не удалось. — Ну а Москву любите? — Да. Она мне близка. По духу, по темпераменту, по ритму. — А хобби у вас есть? — Мое хобби — дочь Даша. Меня так и зовут мои друзья в театре — Дашина мама. — Вы ведь и хореографией когда-то занимались. Не создать ли что-нибудь на этой ниве? — Уже создала — потрясающий спектакль «Басня» в постановке Андрея Кайдановского. — Мемуары? — Пока что собираю материал: письма, кляузы, доносы на меня… — До того как прийти в Театр на Таганке, вы были директором — и весьма успешно — в Театре Романа Виктюка. Скажите, так кто ж вы, наконец? — Я — актриса! СПРАВКА Ирина Апексимова — одна из самых известных и востребованных российских актрис театра, кино и телевидения, директор Театра на Таганке. Певица, танцовщица, телеведущая. Родилась в Волгограде, жила в Одессе, живет в Москве. Имеет дочь Дарью.

Ирина Апексимова: Не может быть театра Любимова без Любимова
© Вечерняя Москва